МОСКВА, 24 ноя – РИА Новости. Правозащитники предостерегают от возобновления дискуссии об отмене моратория на смертную казнь в России после решения суда в отношении няни Гюльчехры Бобокуловой, обвиняемой в убийстве четырехлетней девочки.
Хорошевский суд Москвы в четверг освободил от уголовной ответственности обвиняемую в убийстве четырехлетней девочки няню из Узбекистана Гульчехру Бобокулову и направил ее на принудительное психиатрическое лечение.
Жестокое убийство произошло в Москве в феврале. По данным следствия, няня из Узбекистана Бобокулова дождалась, пока родители со старшим ребенком уйдут из дома, затем убила четырехлетнюю девочку, подожгла квартиру и ушла на улицу. По свидетельствам очевидцев, до своего задержания, которое произошло у выхода на станцию столичного метро, женщина около 20 минут ходила по улице с отрезанной головой ребенка, разговаривала сама с собой и угрожала прохожим и полицейским.
В рамках уголовного дела была проведена комплексная стационарная психолого-психиатрическая экспертиза, из выводов которой следует, что 39-летняя Бобокулова страдает хроническим психическим расстройством.
Бобокуловой было предъявлено обвинение по статьям "Убийство малолетнего", "Умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога" и "Заведомо ложное сообщение о взрыве". Ее переводчик сообщила, что Бобокулова признала вину в убийстве ребенка.
Мораторий на смертную казнь действует в России с момента ее вступления в Совет Европы. В 1997 году страна подписала протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Последний смертный приговор в России был приведен в исполнение в 1996 году. Вопрос о возможной отмене моратория неоднократно поднимался, но без последствий. Так, в мае 2015 года Госдума отказалась восстановить смертную казнь как наказание за терроризм.
Призыв к терпимости
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод считает, что "никакого оправдания кровавой няне быть не может".
"Такие люди должны находиться под контролем врачей-психиатров, должны быть изолированы от общества, как я понимаю, это заболевание не излечимо", — сказал Брод РИА Новости в четверг.
По мнению правозащитника, необходимо подумать об уроках этого дела. Он отметил, что в связи с инцидентом в интернете появилось очень много агрессивных призывов к расправе.
"И здесь, конечно, я считаю, авторитетные общественные лидеры, духовные лидеры должны обратиться к населению с тем, чтобы эта нетерпимость не распространялась на невиновных людей только потому, что они либо мигранты, либо представители народов Центральной Азии – это первый урок, первый вывод из этого дела", — сказал Брод.
Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева считает оптимальным решение суда, несмотря на то, что, по ее словам, по отношению к убийце ребенка говорить о справедливом решении в виде освобождения от ответственности "язык не поворачивается".
"Есть болезни, когда они (люди) не несут ответственность за свои поступки, потому что они больные, они не соображают так, как нормальный человек, и таких людей во всем мире полагается лечить, а не сажать. От того, что ее сажать, она не вылечится, она только сильнее заболеет", — считает правозащитник.
Брод также сообщил, что предвидит возобновление в обществе дискуссий о возможной отмене смертной казни в России. Он подчеркнул, что он по-прежнему против подобной идеи. При этом правозащитник напомнил, что несмотря на жесткость истории, необходимо сохранять "здравый смысл".
"Снова начнут рубить с плеча, найдутся горячие головы, которые заговорят о смертной казни о том, чтобы закрыть границы, ввести визовый режим для ближнего зарубежья, о том, чтобы поголовно всех мигрантов подвергать психиатрическому и иному обследованию… Да, произошла трагедия, но опускаться до такого же безотчетного уровня нельзя, все-таки надо сохранять лицо, здравый смысл. Конечно, никаких оправданий этой няне быть не может, но есть закон, в соответствии с которым, лицо, находившееся в невменяемом состоянии, направляется на принудительное медицинское лечение", — считает Брод.
Он отметил, что смертная казнь откроет возможности для злоупотреблений и создаст риски для того, что невиновные люди могут попасть под высшую меру наказания. По мнению Брода, родители девочки могут требовать взыскания ущерба в гражданском производстве. "Естественно, они обратятся в суд, я думаю, снова уже в рамках гражданского производства", — полагает собеседник агентства.
В свою очередь Алексеева отметила, что согласна с коллегой и является принципиальным противником смертной казни.
"Я считаю, не государство дает жизнь и не государство имеет право ее отнимать даже у ужасных преступников. Их надо изолировать от общества. Если они опасны – в тюрьму или в психиатрическую больницу обязательно, но убивать… Нет, это нельзя. Не человеческое это дело — убивать. Это только преступники могут делать, а тут государство ведет себя как преступник", — заключила правозащитник.