МОСКВА, 24 ноя — РИА Новости. Предполагаемый соучастник захвата заложников в московском Театральном центре на Дубровке Хасан Закаев заявил, что не знал о планах террористов, а доставлял им только оружие, чтобы заработать, но в итоге ему заплатили вдвое меньше, чем обещали.
Трагедия в московском театральном центре на Дубровке произошла 23-26 октября 2002 года: группа боевиков захватила в заложники зрителей мюзикла "Норд-Ост" и служащих театра. Спустя почти трое суток произошел штурм здания, в результате которого террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых заложники освобождены. В результате теракта погибли 130 заложников.
"Мне предложили за деньги перевезти машину с грузом, дав понять, что груз необычный. Я очень нуждался в деньгах, нужно было покупать лекарства для матери, мы все жили в лагере для беженцев и не имели источника дохода. Я сразу сказал, что не буду перевозить наркотики. Мне сказали, что это не наркотики, и дали понять, что это оружие и патроны", — заявил Закаев на допросе в Московском окружном военном суде. По его словам, ему пообещали за поездку 800 долларов, но заплатили только 400.
Он признался только в доставке оружия в Москву. "Я не отрицаю, что летом 2001 года приехал в Москву на автомобиле, в бензобаке которого, как я мог догадываться, находятся оружие и боеприпасы, но я не знал, что там также установлено взрывное устройство", — добавил он. Подсудимый заверил, что не привозил в Москву детонаторы и составные части для взрывного устройства. "Поясов смертников среди привезенного нами оружия я не видел", — сказал подсудимый.
"В моем присутствии планы совершения терактов не обсуждались. О подготовке взрывов и женщин-смертниц я не знал. Я не знал о планах преступного сообщества и не принимал участия в его деятельности, не получал и не выполнял поручения", — пояснил он.
Прокурор в обвинительном заключении указал, что Закаев входил в группу "чеченских сепаратистов, которые действовали с целью оказать воздействие на власти России и добиться вывода войск, проводивших контртеррористическую операцию в Чечне". По его словам, Закаеву было поручено осуществлять доставку в Москву детонаторов и взрывных устройств, в том числе закамуфлированные под бензобаки.
В это время его соучастники, как указано в обвинительном заключении, подыскивали место для теракта. Как отметили в прокуратуре, боевики перед захватом заложников на Дубровке спланировали еще два теракта. Они заминировали две машины и оставили их у "Охотного ряда" и "Макдоналдса" на Малой Бронной, на машинах был выставлен таймер на время взрыва. Однако взрывы не произошли по независящим от террористов причинам. В одной из машин не сработал детонатор — отсоединился провод, а вместо пластида во взрывном устройстве был его имитатор. Во второй машине детонатор сработал, но там также был имитатор. Также террористы рассматривали возможность захвата Большого театра, ДК имени Горбунова и Большого концертного зала имени Чайковского, отметило обвинение.