Третий выпуск специального радиопроекта посвящен изменению климата в Арктике и влиянию человека на этот процесс. Цикл программ будет выходить в прямом эфире русскоязычной радиостанции Sputnik, в записи их можно услышать и почитать в рубрике "Аналитика и комментарии" в мультимедийном проекте МИА "Россия сегодня" — "Дни Арктики в Москве".
Президент Владимир Путин объявил 2017 год в России Годом экологии. Этот год станет временем диктатуры природоохранного законодательства для значительной части бизнеса, заявил глава Минприроды Сергей Донской. По его словам, у 2017 года теперь две главные темы — развитие заповедной системы (в августе 2017 год объявлен годом особо охраняемых природных территорий) и экология в целом. При этом с 2017 года вступает в силу большинство экологических реформ, заложенных в принятых поправках в законы. "Я уверен, что перемены будут ощутимы для всех", — заключил Донской.
Проблема экологии особенно актуальная для Арктики, поскольку существующая там экосистема не в состоянии, как скажем, в тропиках, эффективно перерабатывать "наследство", оставленное человеком.
Необходимо обратить внимание на работу по уборке Арктики, ликвидировать последствия ущерба, который за прошедшие десятилетия был нанесен и природе других регионов России, сказал председатель оргкомитета по проведению Года экологии, глава администрации президента РФ Сергей Иванов. "Мы уже начали такую работу на Земле Франца-Иосифа, на острове Врангеля". За 5 лет оттуда удалено более 40 тысяч тонн отходов, проведена рекультивация около 350 гектаров.
"Есть такая русская поговорка, что чисто там, где не мусорят, — говорит Владимир Мошкало, руководитель российского офиса программы ООН по окружающей среде. — Поэтому прежде всего нам надо научиться не мусорить, в том числе и Арктике. А то, что касается накопленного экологического ущерба, то, безусловно, такая программа очень важна. Этот мусор необходимо убрать. И необходимо соблюдать принципы устойчивого развития ООН на 2030 год, которые были приняты в сентябре прошлого года на 70-й юбилейной Генеральной ассамблее организации. Эти цели всеобъмлющие. Они касаются и Арктики. Механизмом для достижения этих целей признано развитие "зеленой" экономики. Конечно, звучит необычно: зеленая экономика в Арктике. Но это значит, что надо создавать экономику с учетом интересов социального развития, которая бы не "следила", не наносила природе ущерб, с точки зрения экологов".
Но накапливавшиеся десятилетиями отходы – это лишь малая часть проблем Арктики. Не менее серьезные последствия для региона может иметь глобальное изменение климата. Согласно исследованиям ученых, за последние 40 лет ледяной покров в Арктике уменьшился на 65%. А ведь арктические льды играют важную роль в формировании и поддержании климата не только Северного полушария, но и всей планеты в целом.
Нынешнее климатические процессы напрямую связывают с антропогенным фактором. Главные проблемы: растущая концентрация СО2 в атмосфере, в частности, из-за сжигания топлива; уменьшение озонового слоя, животноводство и вырубка лесов. В частности, Терри Каллаган, британский учёный, член Арктического Совета, лауреат Нобелевской премии мира, склонен взвалить на человека вину за изменение климата.
"Я начал свои исследования в 1967 году, — рассказывает Терри Каллаган, — в то время мы не могли себе даже представить, что климат будет так резко меняться. И только в 80-е годы мы начали замечать потепление. И оно оказалось гораздо сильнее, чем мы ожидали. И мы уже тогда должны были предсказать начавшееся потепление как экстремальное. И если говорить о причинах этого, то я присодиняюсь к большинству ученых, которые считают основной причиной потепления хозяйственную деятельность человека"
Другие ученые говорят, что нынешнее изменение климата – это естественный процесс. В этом убежден известный полярный исследователь, ученый-океанолог Артур Чилингаров: "Это всё проверяется наблюдениями более ста лет. Есть тенденция, что климат меняется. Наблюдения говорят, что есть потепление… Но это всё цикличность. Есть период похолодания, есть период потепления".
Такие длительные периоды похолодания и потепления в истории планеты уже были, утверждает Владимир Мошкало, руководитель российского офиса программы ООН по окружающей среде: "Если рассматривать с точки зрения геологических эпох, то да – на протяжении существования Земли климат менялся. Но нынешние изменения заметны даже на протяжении всего одной человеческой жизни. Не значит, что потом климат сможет снова похолодать. Но, так или иначе, последствия деятельности человека по всему миру, и особенно в Арктике, влекут за собой быстрое таяние льда, отступление кромки льда дальше на север. Это вызывает необратимые изменения в природе".
Изменения климата угрожают, как говорят некоторые ученые, и популяции белых медведей. По их прогнозам, если климатическая ситуация не изменится, популяция белых медведей может полностью исчезнуть в ближайшие 20 лет. Сейчас общая численность вида, по экспертным оценкам, составляет около 20-25 тысяч особей. Но при этом надо учитывать, что основный рацион питания медведей – это тюлени, на которых они со льда. А арктические льды, как уже говорилось, интенсивно тают… Впрочем, Владимир Мошкало настроен менее пессимистично.
"На сегодняшний день этот вид достаточно сильно охраняется, — рассказывает Владимир Мошкало. — И в ближайшем будущем угрозы его популяции не наблюдается. Это констатировала недавняя встреча российско-американской комиссии по белому медведю. А то, что касается будущего – будем оптимистами!".
Вместе с тем, уменьшение ледового покрова Арктики расширяет возможности для освоения углеводородов на арктическом шельфе. Экономической деятельности России в северных широтах была посвящена деловая сессия "Арктика: от прогнозов до освоения", состоявшаяся в рамках проходящего в этим дни традиционного форума "Дни Арктики в Москве" (21-26 ноября). Выступая перед участниками форума министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, в частности, сказал: сегодня Арктический регион вступает в новую эпоху индустриального развития, напрямую связанного с освоением природного потенциала. В этой связи государство и бизнес должны иметь четкое понимание, какие направления являются ключевыми. Эти приоритеты обозначены в "Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2020 года", утвержденной президентом страны.
И здесь главное найти "золотую середину" — при расширении хозяйственной деятельности сохранить в целостности экосистему региона. Это очень сложный вопрос, считает Владимир Мошкало, руководитель российского офиса программы ООН по окружающей среде.
"Арктика – это территория специфическая, — говорит Мошкало. — Там последствия техногенных катастроф наносят больший ущерб экологии, чем, скажем, в умеренном климате. Поэтому при проведении конкретных проектов экономического развития в Арктике, а две трети из них связаны с добычей полезных ископаемых, необходимо десять раз перепроверять. И создавать такие условия, при которых было бы просто невозможно загрязнить, нанести ущерб экологии. И, естественно, чтобы достичь этого требуются усилия не только России, но и других стран. Необходимо международное сотрудничество по обмену опытом и наилучшими технологиями, доступными на сегодняшний день".
По оценкам, только разведанные запасы углеводородов в Арктике составляют четверть всех мировых запасов. И большая их часть находится в российской зоне. Так что переспективы развития арктического шельфа России грандиозные, и сулят стране большие преимущества. Главное – соблюсти баланс интересов – человека и природы, сохранить Арктику в первозданной красоте. Чтобы человечеству в ближайшем будущем не пришлось ломать себе голову над поисками нового жилища в другом месте, скажем в районе Альфа-Центавры.