Рейтинг@Mail.ru
Лошак: героини коммерческого глянца далеки от идеалов Рубенса - РИА Новости, 22.11.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Лошак: героини коммерческого глянца далеки от идеалов Рубенса

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкГосударственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Читать ria.ru в
В залах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит цикл занятий по истории искусства для ординаторов - будущих пластических хирургов. О том, чем вызван художественный акцент в образовании этих людей, рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой директор музея Марина Лошак.

В залах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит цикл занятий по истории искусства для ординаторов — будущих пластических хирургов. О том, чем вызван художественный акцент в образовании этих людей, рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой директор музея Марина Лошак.

- Марина Девовна, почему ординаторы кафедры пластической хирургии медицинского университета им. Пирогова, отложив скальпель, взялись за кисти и краски?

— Изначально это была идея Натальи Мантуровой (главного пластического хирурга Минздрава), а музей с радостью ее поддержал. Для нас этот образовательный проект – весьма любопытный опыт. Сегодня мы живем в мире, где люди зомбированы социальными представлениями о женской красоте и необходимостью быть похожими друг на друга. Но искусство несет иные представления о красоте и мире, и нам показалось очень правильным поддержать наших коллег, пластических хирургов, предоставив им возможность немного переключиться на художественное понимание этих категорий. Ведь именно эти люди становятся теми самыми "праксителями" (Пракситель – древнегреческий скульптор), которые меняют образ женщин, причем не только внешне, но и внутренне.

Здесь все имеет значение: чувствуют ли они актуальность происходящего, как они образованны, обладают ли подлинным художественным вкусом, свободны ли они в своих суждениях, не идут ли на поводу коммерческих интересов, которые, к сожалению, еще присутствуют в этой среде.

- Для чего это надо музею?

— Явно не для того, чтобы пополнить армию пациентов пластических хирургов. Музей однозначно не является носителем идеологии стандартной красоты. Музей про другое… Зачем нам это надо? Это наша миссия: мы рядом с каждым, и мы – всегда адвокаты со стороны искусства. Музей – открытая платформа, абсолютно нейтральное пространство. Нам интересны все, кого мы можем принять.

Совместный с пластическими хирургами проект полностью вписывается в стратегию нашего образовательного развития. У нас много программ такого рода. Мы работаем с самыми разными людьми, пытаемся гармонизировать мир своими путями.

В данном случае речь идет об очень важной части новой идеологии общества. Музей способен повлиять на понимание того, что человек должен ориентироваться на внутренний рост, и тогда он будет самодостаточным, неповторимым, у него будут по-настоящему блестеть глаза.

Посетительница акции Ночь в музее в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) в Москве
В Музее Пушкина стартовал спецкурс для пластических хирургов
- Это уже из разряда психологии, а не пластической хирургии и искусствознания.

— Кстати, было бы очень неплохо, если бы пластические хирурги проводили со своими пациентами определенную психологическую работу, объясняя, что не стоит ложиться на операционный стол во имя похожести на героев глянцевых журналов. Может быть, какие-то другие герои смогут стать опорными точками для таких пациентов? 

Мы пойдем дальше. Возможно, даже организуем в музее специальные лекции для пациентов пластических хирургов – на образах искусства будем рассказывать о женской красоте. Они смогут увидеть, что художественные образы резко расходятся с сегодняшним стереотипным пониманием красоты. Ни одна из героинь коммерческого глянца не подходит под идеалы Рубенса, Тициана, Боттичелли или любого другого художника эпохи Ренессанса.

- Что легло в основу современных стереотипов? В мире появилось огромное количество похожих друг на друга женщин с накаченными губами, пышной грудью и плоским животом. 

— Это очень сложное и постепенное накопление социокультурных представлений. Кстати, они меняются. Этап культа накачанных губ постепенно проходит, начинается этап впалых щек, все идут за новыми скулами.

- Действительно, в хирургической косметологии все большую популярность приобретает операция по удалению комков Биша (жировая ткань в области щек).

— Но мода на впалые щеки быстро пройдет, а эти самые комки Биша не вернуть. Я не понимаю, зачем заковывать себя узкими рамками представлений о красоте? Конечно, человек подвержен разного рода социальным и психологическим влияниям, но ведь с этим нужно что-то делать. У пластических хирургов есть огромные возможности: они прекрасные провайдеры, носители очень важных вещей, которые потом влияют на человеческую жизнь, меняют личность человека. Музей может включиться своими гуманистическими представлениями в этот процесс, что прекрасно.

- Какой эффект вы ждете от образовательной программы?

— Мы узнаем об этом позднее от наших коллег – пластических хирургов. Сами мы не сможем оценить, что приобрели наши слушатели на этапе своего профессионального становления, в чем они изменились внутренне.

На презентацию образовательной программы было приглашено более ста ведущих пластических хирургов России, заслуживших свою репутацию в профессии. Они "зашли в эту воду". Партнерское вхождение в музейное пространство началось для них с выставки Рафаэля. А Рафаэль… про красоту, красоту очень разную. Атмосфера, которая предваряла образовательную программу, обещала, что всем будет интересно. Так сейчас и происходит: слушатели узнают об искусстве с точки зрения формирования образов красоты внутри человеческого сознания, узнают, как менялись эти образы, как менялся человек вместе с ними.

Наша задача состоит в том, чтобы они тактильно ощутили вещи, которые, возможно, раньше никогда не ощущали. Они участвуют в практических уроках рисунка и лепки. То разнообразие образовательных предложений, которое включено в программу, дает объем, необходимый любому человеку, тем более, пластическому хирургу, ведь в программе учтены многие специфические вещи.

Круглый стол Медицина красоты: чему должны учить в вузах пластических хирургов? в ММПЦ МИА Россия сегодня
Мантурова: прежде чем разрезать, нужно уметь правильно нарисовать
- Цикл искусствоведческих лекций для врачей – пилотный проект. Станет ли он регулярным?

— Путь проложен. Решено, что это будет не разовая, а пролонгированная акция – она будет проводиться два раза в год. Люди заранее записываются, чтобы стать участниками этого процесса.

Наталья Мантурова недавно вернулась из Японии, где проходил съезд корифеев пластической хирургии, представляющих 45 стран мира. Мировое сообщество трудно удивить новыми профессиональными достижениями, но именно эта идея была встречена с невероятным энтузиазмом и воодушевлением. Мы оказались первыми в мире, кто пошел по такому пути.

Что касается признания со стороны японцев, меня это вовсе не удивило. Японцы – уникальный народ, принимающий гармонию мира, воспитанный внутри этой гармонии, тонко чувствующий красоту; народ, живущий от цветения сакуры до покраснения клена. Всю свою жизнь японцы выстраивают, исходя именно из этих парадигм, а не парадигм смены правительств.

- Врачи-ординаторы – специфические слушатели. С точки зрения искусствоведа, это подкованная публика?

— По слушателям не всегда понятно, насколько они подкованы. Главное, чтобы это были открытые люди. Будущие пластические хирурги – безусловно, открытые люди, благодарная аудитория. Самое важное в любом общении с искусством – диалог, причем вовсе не обязательно вербальный. Эмоциональный контакт у нас есть, слушатели воодушевлены, и это вселяет надежду на то, что результат будет интересным.

С ними работают специалисты очень высокого уровня. Они преподают в Академии Строганова, Институте Сурикова и других наших лучших художественных образовательных учреждениях. Например, лекцию по истории искусств читает Дмитрий Гутов и делает это блистательно.

Ординаторы получают исключительное знание.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала