МУХАЛЛАБИЯ (Ирак), 17 ноя — РИА Новости, Рафаэль Даминов. Пока взгляды всего мира устремлены на разворачивающуюся битву с террористами "Исламского государства" (запрещенная в РФ группировка) за Мосул, в нескольких десятках километров к западу от него назревает пусть и не такое масштабное, но не менее серьезное сражение за город Талль-Афар.
Где-то в окрестностях
Я нахожусь вместе с группой иракского телевидения где-то в окрестностях Талль-Афар. Мы здорово отстали на нашем микроавтобусе от резво передвигающихся по пескам джипов шиитских ополченцев и не знаем, куда ехать. Кругом небольшие и безлюдные деревеньки, тоскливо встречающие нас одинаковыми, чахлыми, глинобитными лачужками бежавших отсюда жителей. Соломенные крыши некоторых домиков все еще дымятся; каких-то три часа назад здесь рвались снаряды и взрывали себя смертники. Потеря ориентира в этой местности чревата большими неприятностями. Даже повидавшие многое иракские журналисты начинают угнетающе громко цокать – никто не хочет случайно заехать на контролируемую ИГ территорию.
Спустя недолгое время уныние на лицах моих коллег сменяется радостью: на горизонте появляется кавалькада внедорожников с желтыми и зелеными флагами с изображением почитаемого шиитами внука пророка Мухаммеда — Хусейна.
В передней машине оказывается один из лидеров шиитских ополченцев Хади аль-Амири. Он инспектирует позиции и разрешает нам присоединиться к процессии. Через несколько минут раздается взрыв. В уже, казалось бы, освобожденную деревню, которую мы только что проскочили, ворвался начиненный взрывчаткой автомобиль со смертником.
Задачу зачистить Талль-Афар, перекрыть пути снабжения террористов и замкнуть кольцо вокруг Мосула правительство Ирака возложило на "Хашд аш-Шааби". Эта организация была спешно создана летом 2014 года после того, как боевики ИГ захватили второй по значимости город в Ираке. С воззванием о создании добровольческой армии к иракским шиитам, составляющим большинство населения страны, обратился их духовный лидер Аятолла Али ас-Систани. Костяк получившего правительственный статус ополчения составили уже давно существующие вооруженные шиитские группировки, признанные в ряде стран арабского мира и на западе террористическими. По данным руководства шиитских ополченцев, под ружье в добровольческой армии встали свыше 100 тысяч человек.
Испуг от приближения шиитского войска
Вместе с аль-Амири и полевыми командирами добровольцев оказываемся в их временном оперативном штабе. Лидер "Хашда" располагается рядом с чемоданчиком, в который встроен компьютер. Журналистов настоятельно просят не снимать это устройство. На мониторе можно разглядеть находящийся вдали населенный пункт и выезжающий из него пикап.
"Хаджи Хади, смотри, машина с установленной на ней зениткой", — обращается к командиру сидящий за компьютером ополченец. "Какие координаты?" — переспрашивает аль-Амири и, получив ответ, вызывает по рации военную авиацию.
В июне во время штурма другого оплота террористов ИГ Фаллуджи силы народного ополчения были фактически отстранены от участия в операции. Причиной послужила жесткая критика в адрес шиитских добровольцев со стороны местной суннитской оппозиции и шумной кампании в подконтрольных аравийским монархиям СМИ. Ополченцев обвиняли в нарушении прав и внесудебных расправах над заподозренными в связях с ИГ представителями местной суннитской общины. В итоге роль шиитской организации в штурме Фаллуджи была сведена к блокированию города.
Вот и планы правительства Ирака направить ополчение в населенный туркоманами Талль-Афар вызвали жесткую реакцию, но уже со стороны соседней Турции. Ее президент Тайип Эрдоган приказал увеличить турецкий военный контингент на границе с Ираком, заявив, что если "Хашд" развяжет в этом городе террор, Анкара может дать "другой ответ".
"Пусть Турция возражает, если ополчение окажется на ее территории. Что же касается Талль-Афар, то это Ирак, и мы непременно туда зайдем", — сказал, комментирую реакцию Анкары, Хади аль-Амири.
На передних позициях
Отстав и от этой колонны, решаем не играть с судьбой и останавливаемся на передних позициях ополченцев. Телевизионщики, пригнавшие на линию фронта передвижную телевизионную станцию, готовятся к прямому эфиру, а меня окружают любопытные ополченцы.
"Где русские танки, когда мы увидим здесь русские танки?" — то ли в шутку, то ли всерьез спрашивает меня боец по имени Зиляль. Этот вопрос с перерывом в несколько минут мне задают и остальные его товарищи.
"Всего?" — удивляюсь я. "Да. Но они не вступают в прямой бой. Издали бьют снайперы, минометы, зенитки. Посылают на заминированном автомобиле смертника. Потом убегают. Такая у них тактика", — замечает Зиляль.
В ближайшие несколько месяцев иракские силовики при поддержке ополченцев намерены полностью освободить территорию Ирака от террористов ИГ. В "Хашд аш-Шааби" уже заявляют о намерении преследовать радикалов и в Сирии — в случае официального обращения ее президента.