КЕМЕРОВО, 15 ноя — РИА Новости. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев считает абсурдным уголовное дело о вымогательстве, фигурантами которого стали вице-губернаторы Александр Данильченко и Алексей Иванов: по мнению Тулеева, его заместители не пытались "отжать" разрез "Инской" в пользу бизнесмена Александра Щукина, а стабилизировали ситуацию на предприятии и не допустили забастовку рабочих.
"Обвинения в адрес Данильченко, Иванова, Троицкой я считаю абсурдными… Когда говорят, что хотели "отжать" (разрез "Инской") и отдать Щукину, — это какой-то абсурд ", — заявил Аман Тулеев на брифинге в областной администрации.
Проблемы с угледобычей
По словам губернатора, в декабре 2015 года во время подготовительных работ на новом участке "Инского" горняки нашли геологическое нарушение — разрыв угольного пласта. Часть его упала вниз, вторая осталась наверху, разница в высоте составила 35 метров, что серьезно осложнило работу по разработке новой лавы и последующую угледобычу.
"Потом в одном месте — пустота, в другом напоролись на такие породы, что разного рода механизмы, которые должны были разрыхлять грунт, невозможно было задействовать. Они просто ломались и выходили из строя. В итоге за месяц забой продвинулся всего на два метра. Люди встали, не знали, что делать", — пояснил Тулеев.
В мае 2016 года там произошел несчастный случай со смертельным исходом, лаву снова остановили. Все это привело к остановке добычи угля: за пять месяцев добыли 27 тысяч тонн при плане 110 тысяч тонн. Как заявил губернатор, в администрацию области никто не обращался, собственников найти было невозможно, на письма властей они не отвечали.
Долги по зарплате
Сумма задолженности по зарплате на 1 июля, по его словам, выросла до 62 миллиона рублей, по налоговым отчислениям — 154 миллиона рублей. В итоге 8 июля горняки отказались выходить на работу, пока не будут погашены долги по зарплате, и грозили "принять последующие действия", то есть перекрыть железнодорожные пути. Замы губернатора, которые теперь фигурируют в расследовании СК, по словам Тулеева, выехали на место и фактически предупредили забастовку.
Долги перед работниками пришлось выплачивать из областного благотворительного фонда в виде материальной помощи. "Мною было принято решение взять деньги из фонда милосердия и вместо давления на бизнес заплатить за собственников 25 миллионов рублей зарплаты… Как только деньги поступили на карточки, рабочие пошли в забой, шахта заработала", — сказал Тулеев и добавил, что владельцы "Инского" до сих пор не вернули эти деньги, хотя подписали возврат и график погашения задолженности.
Появление Щукина
Держатель 51% акций АО "Разрез Инской" Антон Цыганков, по мнению главы региона и его собственному признанию, является номинальным владельцем. В июле он был задержан следственными органами для дачи показаний в рамках ранее возбужденного уголовного дела.
"Он сам честно сказал, что он юрист, его поставили, но ничего не понимает, нет специалистов, не знает, как выйти из этого тупика и пройти эту сложившуюся горно-геологическую ситуацию. Тогда для снятия социальной напряженности я высылаю на шахту замгубернатора Данильченко", — сказал Тулеев.
По его словам, Данильченко встретился с работниками шахты, владельцы признались, что им не хватает специалистов. Областные власти привлекли их с соседних шахт "Полосухинская" и "Грамотеинская", которые принадлежат Александру Щукину. "Технологии на его шахтах такие же, как на "Инской". Щукинские специалисты, во-первых, они профессионалы, во-вторых, понимали всю ситуацию и начали выходить из нее", — отметил губернатор.
Действие замов
"Кто-то очень умно, толково разобрался, и ребят этих (замов) грамотно подставили. Юрисдикцию они нарушили. Я им давал резолюцию выехать на место, разобраться и доложить. Вторая резолюция — материалы передать правоохранительным органам. То, что случилось, что, вроде, давайте контрольный пакет акций передадим такому-то товарищу и объединим предприятия, — это сделано, чтобы заработала шахта, чтобы не было забастовок и массовых увольнений", — заявил Тулеев.
По его словам, вице-губернаторы предупредили забастовку. "В моем понимании, они проявили героизм. Это порядочные, честные люди, государственники, державники. Замгубернатора Иванов прошел путь от опера до генерал-майора без "мохнатой руки". Данильченко — потомственный горняк, прекрасная семья. Ничего у них нет, кроме желания работать. Если б что-то было, то вчера был обыск в домах, а где тогда горы золота, шубы, меха? А нечего показывать", — считает глава региона.
"Обвинения я считаю абсурдными. По Данильченко, Иванову и Троицкой мы будем выдавать самые положительные рекомендации. То, что они ошиблись юридически, наверное, очень обидно, но они, видимо, действительно допустили где-то оплошность. А дальше нашлись люди, которые научили Цыганкова (заявить в СК), что на него давили и прочее. Действиям следственного комитета давать оценки не имею права", — добавил губернатор.
Ситуация стабилизируется
Начальник профильного департамента Хлебунов на брифинге подтвердил, что обстановка на предприятии в настоящее время стабильная, долги по зарплате полностью погашены.
АО "Разрез "Инской" — угледобывающее предприятие в селе Старопестерево Беловского района Кемеровской области, построено на участке недр бывшей шахты "Сигнал", закрытой в 1998 году из-за подземного пожара. Восстановительные работы начались в 2006 году, в феврале 2011 года предприятие ввели в строй. Здесь отрабатываются верхние горизонты с низкой метаноносностью пластов. Годовая проектная мощность 1,5 миллиона тонн, марка угля "Д". В 2015 году добыча на "Инском" сократилась почти в два раза — до 712 тысяч тонн (в 2014 году — более 1,36 миллиона тонн).
В июле Цыганков оказался под следствием по уголовному делу о "злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия". По версии следствия, руководство и акционеры "Инского" организовали и обеспечили такой порядок взаиморасчетов с контрагентами, при котором стала невозможной уплата платежей в бюджетные и внебюджетные фонды. Образовалась кредиторская задолженность более 500 миллионов рублей, более 800 работников остались без зарплаты. Предприятие, по данным СУСК, находится под угрозой банкротства. Новой информации по этому делу не поступало.