МОСКВА, 14 ноя — РИА Новости/Прайм. Советник президента РФ по интернету Герман Клименко не видит причин для включения России в перечень стран с несвободным интернетом, а сами критерии составления рейтинга Freedom House считает неясными.
"Я, как пользователь, как участник процесса, пока не вижу никаких причин для того, что в России у нас какие-то страсти кипят", — сказал Клименко РИА Новости.
По его словам, неясны методология и критерии составления рейтинга Freedom House. "Мне кажется, это огромная база эмоциональных каких-то нагрузок, оценок, потому что критериев нет, нет методологии четкой. Должна быть какая-то методология, она должна быть проверяема, оспорима, объяснима. Закрытая методология расчетов не дает нам понять, а что вообще считается. Freedom House вбросил какую-то табличку, а почему, как (рейтинг составлялся – ред.)?", — сказал Клименко.
Точки отсчета
По его словам, если одним из критериев считать внимание правоохранительных органов к интернет-компаниям, то Россия может оказаться одной из самых свободных стран. "Вопрос точек отсчета. Если, например, точка отсчета, насколько правоохранительные органы проявляют интерес (если только по этой точке), может выясниться, что у нас вообще одна из самых свободных стран по интернету, а самая несвободная, например – США", — сказал советник президента.
"Если сравнивать объем запросов, который к Google поступают от ФБР (они публикуют это регулярно – 32 тысячи в год), я думаю, что, например, с этой точки зрения у нас все совершенно легко и просто, у нас особых неприятностей нет. Я когда был владельцем достаточно крупного интернет-сервиса, получал запросы раз в год. Это несравнимые истории", — отметил Клименко.
Он уверен, что регулирование интернет-отрасли необходимо, однако если оценивать степень свободы по этому критерию, то в России дела обстоят лучше, чем, к примеру, США.
"Конечно, у интернета какая-то регуляторика быть должна. Насколько она должна быть глубокой – это уже вопрос. Я думаю, что у нас в этой части, если мы оцениваем критерий свободы в этом смысле, так у них (США – ред.) регуляторики гораздо больше, потому что у них ответственность гораздо больше, и судебные процессы мы наблюдаем бесконечно. У нас регуляторики гораздо меньше. У нас в этом смысле еще детский сад, подготовительная школа", — отметил советник президента.
Часть информационной войны
Включение американской организацией России в список стран с несвободным интернетом — очередной способ ведения информационной войны против Москвы, считает член комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин.
"Это необъективная оценка абсолютно. Это очередной способ ведения информационной войны, которая продолжается с их стороны. Есть обратная сторона медали, которая уже все подтвердила: это и WikiLeaks, и (бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард) Сноуден, и другие скандалы", — заявил Деньгин РИА Новости.
По его мнению, человек, который следит за информационным полем, прекрасно видит и понимает, как обстоят дела на самом деле. "Они (США) пытаются залезть в мобильные телефоны президентов, они интересуются прослушкой всех абсолютно граждан собственной страны и считают это совершенно нормальным. Так вот как раз там и есть самая страшная цензура", — пояснил депутат.
В свою очередь глава комиссии Совфеда по информационному обществу Людмила Бокова заявила РИА Новости, что в России одни из самых прогрессивных законов в этой сфере.
"У России одно из самых прогрессивных законодательств, касающихся развития интернета… Ограничения касаются только информации, имеющей отношение к экстремизму, терроризму, разжиганию межнациональной розни и другим, что находится в рамках международной правоприменительной практики", — сказала она.
Ранее американские эксперты также подвергали сомнению методологию Freedom House, применяемую в том числе и в оценках свобод в России. Об этом писал, в частности, профессор Калифорнийского университета Дэниэл Трейсман.
Базирующаяся в США неправительственная организация Freedom House была основана в 1941 году женой 32 президента США Франклина Рузвельта Элеонорой Рузвельт. Штаб-квартира находится в Вашингтоне. Согласно последнему опубликованному отчету за 2015 год, организация получает значительную часть финансирования в виде грантов от правительства США (госдепартамент и агентство по международному развитию USAID), также средства поступают от частных лиц, других неправительственных организаций, корпоративных спонсоров. Главой попечительского совета FH на протяжении нескольких лет в 2000 годах являлся экс-директор ЦРУ Джеймс Вулси.