Владимир Лепехин
В минувший вторник в Москве, в Храме Христа Спасителя прошел юбилейный 20-й Всемирный русский народный собор. Все было, как обычно: приветствие от президента и премьера, выступление лидеров ряда политических партий, доклады о русской идентичности, слово Святейшего Патриарха.
Это и так, и не так. Собор, с одной стороны, — воплощение тысячелетнего духа и традиций русского народа, российской государственности, веротерпимости, стабильности и т.п. — и ждать от него революций или даже каких-то инноваций не пристало.
С другой, вот уже третий Собор подряд Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл произносит потрясающие по своей глубине и актуальности слова, чрезвычайно значимые для каждого гражданина России. Вопрос: слышит ли его ещё кто-то, кроме ближайшего окружения?
Идея российской цивилизации
Заметим — не русской, а российской. Найдена категория, предельно точно обозначающая ту субъектность, в формате которой Россия представлена сегодня на Украине, в Сирии, в спорах с Европой о ценностях, с США — о глобальной миссии, с НАТО — о международной безопасности, а с ОБСЕ о правах и свободах человека.
Патриарх Кирилл не говорит о России как об империи (что, может быть, хотели бы услышать от него некоторые российские патриоты), о Республике (к чему склоняют его критики слева), или же о Царстве. И даже словосочетание "Русский мир" он употребляет скорее, как образ, а не политический термин. Он говорит о цивилизации как формате самоосознания, в рамках которого только и возможны адекватные ответы на задаваемые каждым из нас вопросы: что мы возрождаем, к чему стремимся, где наши пределы и сущности?
Цивилизация выше этносов и конфессий, она над сословиями и даже гражданством. Это та культурная (в широком смысле) парадигма, которая объединяет людей обширного пространства, прежде всего, ценностно и мировоззренчески. И нам сегодня нужно именно это — объединение, а не борьба всех против всех по национальному или какому-то еще признаку.
Святейший Патриарх ввел в обиход не просто важную категорию. Фактически он дал оптимальную формулу нашего бытия, описал границы российского. Тогда же, на 18-ом Соборе Патриарх высказался и о ценностях, сказав не все, но обозначив главное: Россия всегда была сильна своей нравственной позицией. Это солидарная цивилизация.
На 19-ом Соборе в 2015 году Патриарх продолжил начатую тему, затронув само основание российской идентичности — тот цивилизационный выбор, который совершила
Русь при князе Владимире. И это было чрезвычайно важно для России, направившей свои ВКС в Сирию, в самое логово международного терроризма и грязных игр Запада против христианского мира.
2016 год стал еще более тревожным для России и православной церкви. Разброд и шатания в рядах Вселенской церкви, бунт ряда поместных церквей, наступление на УПЦ МП на Украине, продолжение уничтожения православных и иных древних христианских церквей в Сирии и Ираке. О чем можно было говорить в такой ситуации на 20-ом Соборе?
Бить во все колокола, обличать, жаловаться, резать правду-матку — резанную-перерезанную отдельными политиками вдоль и поперек?
Глава Русской Православной церкви продолжил диалог с умными. С теми, кто понимает всю глубину той бездны, в которой оказалось человечество.
Одна Европа — две цивилизации
В минувший вторник Святейший Патриарх вновь говорил о российской цивилизации. Он продолжил расшифровку своего послания от 2014 года, рассмотрев феномен российской цивилизации уже не с исторической точки зрения, но в контексте противостояния двух Европ — восточной и западной.
Мы приняли решение поговорить на тему "Россия и Запад", чтобы "попытаться посмотреть на проблему с мировоззренческой, исторической и духовной точек зрения", — так начал свое слово Святейший. И далее последовало то, что в современных гуманитарных науках называется "компаративным анализом".
Это было выступление не только главы РПЦ, но также политика и ученого, хорошо представляющего себе предмет, о котором идет речь. Ни один российский философ до сих пор не представил столь ясного и научного взгляда на русский вопрос в столь краткой речи.
Назову лишь несколько важнейших тезисов, высказанных Патриархом Кириллом в своем слове.
"Как показала история, подход "догоняющего развития" едва ли можно назвать отвечающим национальным интересам; сам принцип "догонять" априори предполагает отсталость. Если мы догоняем, то мы всегда отстаем, поэтому в самом этом подходе, представляющем западную модель как идеал, есть нечто опасное для развития России".
Так Патриарх расставил акценты: есть мы, и есть Западная Европа, и это разные субстанции. Обозначив разницу, Святейший указал на главную опасность, которая существует не у границ России, а внутри неё, внутри каждого из нас. И ровно такая же ситуация — внутреннего раскола — существует сегодня и внутри Европы.
"Западный мир" представляет собой не однородную субстанцию, — подчеркивает глава РПЦ. — Есть глобалисты-транснационалисты, есть христианские традиционалисты, националисты-евроскептики, левые. И сегодня всякий раз необходимо уточнять: о какой Европе идет речь? "Европ" сегодня много. У одной религиозные ценности, у другой узконациональные, у третьей глобалистские. Нам надо понять, как относиться к каждой из них".
Святейший прямо говорит, кто противник России: не Европа, а глобалисты. Посему интеграция в Европу — глупость. Скорее, нужно говорить о "параллельном развитии".
"Было бы правильно, — утверждает он, — говорить не о встречных путях развития России и Запада и не о догоняющем векторе российского развития, но вслед за великим русским ученым Николаем Данилевским признать факт параллельного пути развития наших обществ. Параллельное в данном случае не означает изолированное.
Параллельное не предполагает взаимного исключения. Параллельное настаивает на самобытности и праве на существование обоих путей развития".
Путь российской цивилизации
По его мнению, дальнейшее углубление цивилизационных противоречий рискует превратиться в непреодолимую мировоззренческую пропасть. Подлинная же альтернатива этому процессу, по мнению главы РПЦ, — не "война всех против всех", не погружение мира в пучину хаоса или гражданские столкновения внутри отдельно взятых стран, а "новый диалог народов, осуществляемый на принципиально новых основаниях. Это диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, российская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность".