Отношения между Россией и Саудовской Аравией, которая является влиятельным игроком в регионе Ближнего Востока, складываются непросто. Между тем в последнее время обе страны все чаще проявляют желание найти точки соприкосновения как в отношении основных региональных проблем, так и в плане сотрудничества в энергетической сфере. Какие разногласия существуют между Москвой и Эр-Риядом в первую очередь по сирийской проблеме, приедет ли король Саудовской Аравии с визитом в Россию, может ли РФ сыграть роль посредника в сложных отношениях между Эр-Риядом и Тегераном — обо всем этом посол РФ в Саудовской Аравии Олег Озеров рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Троицкой.
— На какой стадии находится подготовка визита короля Саудовской Аравии в Москву, которого СМИ периодически провожают в Россию?
— Эта тема никогда не снималась, и вопрос о визите короля Саудовской Аравии в Москву остается в повестке дня. Президент России Владимир Путин направлял приглашение королю, оно остается, пока даты не согласованы. Это вопрос не технический, а политический, и такого рода визит должен быть хорошо подготовлен. Он должен быть наполнен содержанием, как это было с визитом российского президента в 2007 году в Эр-Рияд.
— Как известно, между Россией и Саудовской Аравией существуют разногласия по сирийской проблеме, насколько они осложняют двусторонние отношения?
— Разногласия по Сирии имеются у нас не только с Саудовской Аравией, но и со многими европейскими государствами, США, они существуют с десятками стран, но во многих случаях это не мешает развитию отношений и не препятствует осуществлению визитов. Разногласия — это часть жизни, решаются они как раз через диалог, общение, через визиты. Если мы хотим урегулировать разногласия и найти взаимоприемлемые решения, то для этого нужно интенсифицировать контакты на различных уровнях, никто не исключает, что в случае с Саудовской Аравией это может произойти и на высшем уровне.
— Насколько Саудовская Аравия открыта для диалога с Россией по этому вопросу?
— У нас идет постоянный диалог с Саудовской Аравией по Сирии, эта тема находится в фокусе внимания, начиная с контактов посольства, также контакты по этой теме регулярно идут между министрами иностранных дел наших стран. Эта тема обсуждается нами как на двустороннем уровне, так и на различных международных встречах, в самых различных форматах, что понятно и естественно, потому что сирийская проблема является, наверное, одной из самых острых и самых сложных для решения со времен Карибского кризиса. Проблемы, связанные с политическим урегулированием в Сирии, регулярно обсуждаются на уровне международной группы поддержки Сирии, куда входит и Саудовская Аравия.
Но когда мы говорим о разногласиях между Москвой и Эр-Риядом, мы не должны упускать из виду, что между нашими странами существуют и много общих точек соприкосновения, касающихся урегулирования в Сирии, прежде всего имеется в виду общая платформа урегулирования, которая состоит в первую очередь из Женевского коммюнике от 2012 года. Все разделяют эту платформу, а также необходимость выполнения резолюции СБ ООН 2254 и резолюций по Сирии, имеющих отношение к гуманитарным аспектам.
— Планируются ли встречи между Москвой и Эр-Риядом на каких-либо уровнях по сирийской проблеме в ближайшее время?
— Не так давно прошла целая серия встреч, в Эр-Рияде побывал спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев. Контакты эти происходят с определенной периодичностью и по мере необходимости, по мере появления проблем.
— В регионе существует еще один никак не затухающий конфликт — йеменский. Обращалась ли Саудовская Аравия за помощью России в урегулировании йеменского кризиса?
— Конфликт в Йемене, к сожалению, приобрел затяжной характер. Вначале это был только внутриполитический конфликт, с 2011 года его пытались решить политическими методами, в том числе на основе инициативы государств Персидского залива, однако эти попытки к серьезным результатам не привели: гражданский конфликт продолжал разрастаться и в итоге выплеснулся за пределы страны. В нем имеется аспект, связанный с поиском пути урегулирования самими йеменцами, а также аспект участия в нем внешних сил.
Россия с самого начала выступала и продолжает выступать за скорейшее прекращение военных действий и нахождение политического урегулирования этого конфликта. При этом мы не просто повторяем дежурные фразы, что только политическими методами можно урегулировать конфликт, но это наше глубокое убеждение, которое укрепили последние события, когда арабская коалиция нанесла удар по зданию, где проходили поминки. Война убивает, жертвы есть с обеих сторон, и нужно останавливать военные действия, выводить ситуацию из тупика. Сказать, что решений этого конфликта нет, это не так, они существуют, и Россия как раз в рамках поиска таких решений поддерживает усилия спецпредставителя генсекретаря ООН по Йемену Исмаила ульд Шейха Ахмеда, который работает очень активно, в том числе при активной поддержке Российской Федерации.
Чтобы подчеркнуть зримость наших усилий на этом направлении, я хотел бы сказать, что посол РФ в Йемене Владимир Дедушкин буквально на днях, 16 октября, приехал в Эр-Рияд и, находясь здесь, будет активно содействовать усилиям Исмаила ульд Шейха Ахмеда по нахождению практических развязок прекращения боевых действий и вывода ситуации из состояния вооруженной конфронтации к политическому диалогу на известных площадках. После объявления о прекращении огня 20 октября появился лучик надежды, если оно будет поддерживаться обеими сторонами, что за этим последует ряд действий политического характера, которые помогут восстановить диалог между самими йеменцами, начать обсуждать перспективы возвращения страны к нормальной жизни.
Эр-Рияд — центр дипломатической активности, тот же Шейх Ахмед здесь находится постоянно, президент Йемена Хади, его правительство, многие органы госвласти Йемена по-прежнему находятся в Эр-Рияде, хотя часть из них уже перебрались в Аден (крупнейший город на юге Йемена — ред.). Здесь же находится значительная часть послов, которые выехали в свое время из Саны, где-то 18 послов работают в таком качестве, здесь очень хорошая площадка для дипломатических контактов и обсуждения перспектив политического урегулирования. В любом случае это еще одно свидетельство того, что Россия самым активным образом участвует в поиске политического решения йеменского кризиса.
— Обращалась ли Саудовская Аравия за помощью к России в урегулировании йеменского кризиса?
— Совершенно очевидно, что Саудовская Аравия приветствует, по нашим наблюдениям, и не против активного привлечения России к политическому урегулированию йеменского кризиса, потому что она считает нашу позицию взвешенной, сбалансированной и объективной, служащей интересам мира и стабильности.
— Есть ли шанс у Москвы также стать переговорной площадкой между Саудовской Аравией и Ираном, отношения между которыми были разорваны с начала этого года? Насколько Эр-Рияд готов воспринять Москву в качестве посредника в отношениях с Ираном?
— Тема взаимоотношений Ирана и Саудовской Аравии очень сложная, она многоаспектная, многоуровневая, есть и исторический аспект, и идеологический, есть вещи, связанные с различным пониманием ислама, конфессиональные. Также существует вопрос о том, где проходит граница влияния Ирана, как понимают разные стороны эти границы. Вопрос настолько многоаспектный, нет какого-то одного магического кристалла, через который можно было бы увидеть всю правду, магической палочки, которая могла бы решить все эти проблемы. Совершенно очевидно, что Россия в данном случае выступает как сила, которая готова предпринимать усилия для того, чтобы понижать градус напряженности между двумя странами.
Отношения между ними была разорваны в начале января, и они остаются в таком состоянии. Это не в первый раз происходит, периодически следует всплески напряженности, обмена очень жесткой риторикой, прямых обвинений друг друга. У них очень много вопросов друг к другу. Конечно, эти вопросы и острая напряженная ситуация между ними не может не влиять на региональную стабильность, на все, что происходит в регионе. И Россия, как страна, которая принципиально выступает за восстановление стабильности в зоне Ближнего Востока, естественно, не может не быть обеспокоена этими моментами острого противостояния двух стран. Мы считаем, что эта тема должна быть предметом серьезного рассмотрения и анализа.
— Что предлагает Россия для снижения напряженности в отношениях этих двух стран?
— У нас есть свои идеи. Существует давняя концепция обеспечения коллективной безопасности стран Персидского залива, которая позволяет посмотреть на это с несколько иного угла, чем смотрят сами участники этой ситуации, взглянуть с некоторой дистанции и предложить комплексные решения обеспечения безопасности. Все-таки в основе проблем, которые существуют между Ираном и Саудовской Аравией, лежат проблемы безопасности и разного понимания двумя сторонами, каким образом должна обеспечиваться безопасность соответственно Эр-Рияда и Тегерана. Эта концепция неоднократно обновлялалась, это ее третий релиз, она является нашей государственной позицией. Начинать, видимо, нужно с этого. Мы предлагаем, чтобы она рассматривалась сторонами как один из краеугольных камней обеспечения, безопасности и стабильности в этой зоне. Это наш вклад в снижение напряженности в том числе между Саудовской Аравией и Ираном. Думаю, она еще будет обсуждаться, в том числе в действующем рабочем формате регулярных заседаний министров иностранных дел России и стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Как известно, это хороший регулярный формат встреч, который позволяет доводить друг до друга наши точки зрения, озабоченности и инициативы. Задача состоит в том, чтобы эта концепция стала некой платформой, которая бы позволила дальше продвигаться к решению сложной задачи восстановления стабильности и мира в регионе в том числе через уменьшение напряженности в отношениях между Эр-Риядом и Тегераном.
— Говоря о военно-техническом сотрудничестве между Россией и Саудовской Аравией, нельзя не отметить, что пока еще оно остается несущественным, как можно было бы его активизировать?
— Как известно, военно-техническое сотрудничество та сфера, которая публично не обсуждается, во всяком случае, до момента заключения контрактов обычно не приветствуется никакие комментарии и утечки на эту тему в прессу, хотя никто теоретически не может исключать его роста.
— Ранее неоднократно сообщалось, что саудовская сторона проявляла интерес к новейшим российским системам ПВО С-400, ведутся ли переговоры по этому поводу?
— Это заявляли сами представители Саудовской Аравии, посещая неоднократно выставки, участвуя в различных презентациях, смотрах, где Россия представляла эти комплексы, как на выставке в Абу-Даби (международная оборонная выставка в столице ОАЭ IDEX — ред.), так и на тех мероприятиях, которые были организованы в России, поэтому здесь ничего нового нет, заинтересованность существует.