С.-ПЕТЕРБУРГ, 28 окт – РИА Новости. Спустя год после катастрофы лайнера Airbus A321 над Синайским полуостровом, жертвами которой стали 224 человека, родные и близкие погибших, которых объединило общее горе, признаются: время не лечит. Но вместе им легче противостоять беде и решать организационные вопросы, которые все еще остаются открытыми. Они сообща делают важное дело: строят храм-символ памяти погибших, храм-напоминание о том, что никому не позволено отнимать человеческие жизни. О том, как прожили этот год осиротевшие люди и как они находят в себе силы жить и действовать, рассказала РИА Новости глава благотворительного фонда "Рейс 9268" петербурженка Ирина Захарова.
Неодиночество в сети
Ирина Евгеньевна работает директором петербургской школы, которой отдала 34 года жизни, из них 20 лет — руководителем. Теперь она совмещает этот пост с обязанностями председателя Совета благотворительного фонда "Рейс 9268". Авиакатастрофа унесла жизнь ее единственной дочери — Эльвиры Воскресенской, сотрудницы МЧС Санкт-Петербурга.
"Не представляла, что после смерти дочери я смогу жить и что-то делать. Но, с другой стороны, я до сих пор не верю. Для нас она улетела и пока не вернулась. Все время кажется, что она сейчас войдёт в мой кабинет, как обычно, когда я задерживалась на работе, и скажет:" Маман, ты чего тут делаешь, когда давно дома должна быть?!" Она очень заботилась обо мне, папе, заботилась о других и дома, и на своей работе", — рассказывает Ирина.
Пережить трагедию на первых порах помогало общение в интернете с другими родителями, чьи дети не вернулись из Египта.
"Наше общение началось с группы "Вконтакте", которую создал Саша Войтенко, потерявший в авиакатастрофе сестру и племянницу. Когда все это случилось, все были просто убиты своим горем, не знали откуда брать информацию, у кого спросить… Все новости мы узнавали из этой группы. Как нам объяснили потом, опыта информирования родственников в таком количестве у государства не было", — рассказывает Ирина.
В декабре, после похорон близких, познакомившиеся в группе люди решили действовать вместе, чтобы должным образом увековечить память ушедших. Так был создан благотворительный фонд "Рейс 9268". Ирина Евгеньевна согласилась его возглавить, так как ее опыт руководителя мог очень пригодиться в работе фонда. Кроме того, у инициативной группы появилось помещение для собраний, которое предоставила школа, где работает Захарова. Родители собираются примерно раз в месяц, чтобы не только обсудить текущие вопросы, но и просто побыть рядом, почувствовать поддержку друг друга.
"На собрании все организационные вопросы решим, а люди остаются. У нас оказалось много тех, кто потеряли единственного ребенка. Это родители, которые остались одни, у которых больше нет ни детей, ни внуков. Одна мама мне сказала: Ирина Евгеньевна, давайте мы клуб создадим, "клуб одиноких родителей." Я говорю — мы все уже и так теперь одна большая семья. Но если такая потребность есть, будем думать, как над ней работать", — рассказывает Захарова.
Напоминание о главном
"Вместе с родственниками пришли к решению, что нужно строить не памятник, а храм, который будет включать в себя мини-атриум, посвященный нашей трагедии. В центре будет размещен кованый журавль, который нам подарила Гильдия кузнецов. Он взмывает вверх, символизируя желание жить", — рассказывает Ирина.
В Ленинградской области состоится закладка камня на месте будущего памятника "Сад памяти" на Румболовской горе в городе Всеволожске. На нем изображен самолет, улетающий в небо.
По ее словам, власти по-прежнему оказывают поддержку родственникам. Тем, кто остался без кормильцев, помогают при устройстве детей в детсады, в получении профилактического лечения. "Без внимания нас не оставляют", — пытается улыбнуться Ирина.
Существует еще один по-прежнему нерешенный вопрос – проблема захоронения останков, которые не подлежат генетической экспертизе.
"Со Следственным комитетом уже есть договоренность, что все останки, не подлежащие генетической экспертизе, находящиеся в крематории, нам отдадут, когда мы соберем согласие всех родственников. Сейчас мы этим как раз занимаемся. Эта работа занимает очень много времени, а когда мы сделаем, то будем просить у властей города место под братское захоронение на одном их мемориальных кладбищ", — говорит Захарова.
31 октября прошлого года произошла крупнейшая в истории российской и советской авиации катастрофа: лайнер Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа", который летел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синае. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли.
Расследование продолжается до сих пор, одной из главных версий считается взрыв на борту в результате теракта. Полеты российских самолетов в Египет, а также турпоток из России после катастрофы были приостановлены и не возобновились до сих пор.