МОСКВА, 28 окт – РИА Новости. Антон Скрипунов. Открытия современной новозаветной археологии вполне могут убедить скептиков в достоверности евангельских событий, при этом стоит учитывать особенности исследовательского процесса, полагают опрошенные РИА Новости эксперты.
Ранее западные СМИ сообщили о том, что впервые за 500 лет археологи сняли мраморную плиту с места погребения Христа в иерусалимском храме Гроба Господня, чтобы узнать, как изначально выглядела гробница. Под плитой, установленной на гроб в 1555 году, исследователи обнаружили большое количество каменного материала.
Анализ позволит в том числе выяснить, почему Елена, мать римского императора Константина, в IV веке решила, что эта гробница является местом захоронения Христа. В Русской православной церкви "с пониманием" воспринимают новость о работе ученых, считая, что исследование может помочь узнать какие-то новые исторические детали.
"Я думаю, что для христиан Евангелие и вообще их весь строй веры — это абсолютная историчность, она не вызывает больших сомнений. У скептиков они конечно будут. Где найти доказательства для скептиков — это вопрос далеко не праздный. Библейская наука прошла колоссальный путь и совершила такие открытия, которые могли бы убедить самых закоренелых сомневающихся. Однако этого не происходит", — считает ответственный секретарь Католической энциклопедии, религиовед Алексей Юдин.
По его словам, в этом плане для ученых и верующих существует "два измерения". Задача науки как раз заключается в том, чтобы во всем сомневаться. Порой она, по словам ученого, "ставит проблемы, которые сама не может решить", но в этом как раз ее суть.
С ним соглашается профессор РАНХиГС, религиовед Вильям Шмидт, отмечающий, проблема восприятия тех или иных археологических открытий учеными и верующими останется.
"Собственно религиозные традиции говорят, что существуют события священной истории, и это закономерность божественного свойства. Поэтому как этот опыт перекладывается на текст и письменную культуру — этот вопрос будет стоять всегда", — считает Шмидт.
НАЙДЕННЫЕ ПАСТУХАМИ СВИТКИ
К числу самых убедительных и значимых открытий Алексей Юдин отнес следующее событие: около 70 лет назад пастухи-бедуины обнаружили в районе Мертвого моря древние свитки, впоследствии ставшие настоящей сенсацией. Ученые их назвали Кумранскими рукописями. В их числе оказались тексты ветхозаветных книг, библейские апокрифы, литература, описывающая жизнь иудейской секты ессеев.
Документы датируются III веком до н. э. — I веком н.э. Сейчас как величайшее достояние Израиля они хранятся в национальном музее страны. Многие исследователи уверены, что в горах Мертвого моря до сих пор остается немало исторических ценностей, а израильские правоохранительные органы регулярно задерживают незаконных копателей, изымая у них древние артефакты.
"Кумранские рукописи — подтверждение того, что существовала та община, из которой наверняка появился Иоанн Креститель. Скажем так — это бэкграунд, откуда выходит евангельская история. Раньше таких свидетельств не было. Раньше это казалось просто случайным эпизодом, который раздули до неимоверных совершенно масштабов. А тут оказалось, что есть исторические доказательства", — сказал религиовед Алексей Юдин.
По его словам, в XIX веке наукой считалось, что изложенные в Библии события являются мифом. Однако в XX веке уже все было иначе, так как, отметил ученый, появились "новые с точки зрения практического рационального исследования доказательства того, что что-то было". Главным открытием он назвал именно Кумранские свитки.
"То есть утверждать однозначно, что вся история Иисуса – это какая-то придуманная байка, уже было нельзя", — пояснил ученый.
ПРОКУРАТОР ИУДЕИ
В свою очередь ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус считает, что историзм христианства – "очень важная вещь". Многие археологические открытия, по его мнению, были обусловлены желанием прикоснуться к истории.
Одним из таких примеров, как полагает священник, стало обнаружение археологического доказательства существования Понтия Пилата в 1961 году в Израиле группой итальянских исследователей. Они откопали известняковую плиту с надписями на латыни. Надпись гласила: "Тибериус … Понтий Пилат, префект Иудеи … посвятил". Евангельский текст гласит, что именно Пилат дал распоряжение предать Иисуса Христа на распятие.
Более того, подтвердилась евангельская информация о том, что Пилат был прокуратором Иудеи и, соответственно, принимал участие в судах над преступниками. Известно, что особо опасных преступников — а таковым, согласно преданию, иерусалимские первосвященники считали Христа — казнили путем распятия.
"До той поры очень многие полагали, что Евангелие — это совершеннейший миф, что в нем нет ничего исторического", — пояснил Лоргус.
СПЕКУЛЯЦИИ ВОКРУГ ХРИСТА
В 2012 году на X Международном конгрессе коптских исследований в Ватикане представили небольшой прямоугольный свиток папируса. На нем можно было разобрать несколько фраз, в том числе: "… Иисус сказал им: "Моя жена…", "…Мария достойна этого…". Сразу появились предположения, что речь идет о Марии Магдалине, которую еще гностики считали якобы женой Христа. Подобная версия, кстати, излагается и в популярном романе Дэна Брауна "Код да Винчи". Однако затем выяснилось, что документ, по всей видимости, является подделкой.
"Периодически какие-то тексты (о "жене" Христа — ред.) всплывают. Они востребованы определенной частью, в том числе и христианского мира. Какие-нибудь крайние протестанты могут вполне это воспринимать", — пояснил завкафедрой церковной истории Московской духовной академии профессор Алексей Светозарский.
Несколькими годами ранее ажиотаж наблюдался еще вокруг одного апокрифа — коптского "Евангелия Иуды", в котором утверждалось, что Иуда Искариот, предавший, согласно каноническому тексту, Христа, был на самом деле его ближайшим учеником. Апокриф находился в составе сборника раннехристианских текстов, названного "Кодексом Чакос" (примерно III век нашей эры). Рукопись нашли в 1978 году, однако лишь в 2006 году ученым удалось полностью восстановить текст. Выяснилось, что его авторами были сторонники одного из гностических движений, распространенных в Египте в то время.
Говоря об апокрифах, Светозарский уточнил, что сам этот термин "предполагает определенную литературу, которая была Церковью отвергнута". Хотя само явление — "сложное и многослойное". Так, некоторые тексты частично могут быть востребованы в богослужении. Например, одна из самых важных для верующих дат — сошествие Христа во ад, которое вспоминается накануне праздника Пасхи, основано, по словам профессора, на апокрифическом тексте.
"В целом тексты были не приняты в канон новозаветных книг, как тексты, где невозможно отделить вымысел или определенные установки, связанные с различными гностическими сектами, которые вносили свое толкование и видение. Там также были и оккультные моменты. Периодически какие-то сенсации возникают. Но я думаю, что это никак не может повлиять на ясную и четкую картину событий Нового Завета, которая изложена в синоптических (признанных Церковью — ред.) Евангелиях", — пояснил он.
ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Еще одной значимой проблемой для исследователей является установление подлинности тех или иных реликвий, связанных с Иисусом Христом. Так, например, можно увидеть, что чаша с тайной вечери (в Средние века ее прозвали Святым Граалем) или копье Лонгина, которое вонзили в тело распятого Христа, существуют в нескольких экземплярах.
Однако руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин обращает внимание на то, что главным для Церкви "является не достоверность, а духовная ценность", хранящихся у нее реликвий. В то же время она допускает их историческую достоверность.
Религиовед привел пример Туринской плащаницы, — покрывала, в которое был завернут Иисус Христос после смерти – которая напоминает верующим о христовом воскресении. Реликвия впервые упоминается в 1353 году, считается, что она попала на Запад из Византии. Плащаница привлекла внимание ученых после того, как в 1898 году снимавший ее фотограф обнаружил на негативе человеческий лик, что породило версию о подлинности чуда воскресения — от этого ее прозвали "пятым Евангелием". Однако ученые, прежде всего, спорят о дате появления ткани.
"Нет строгого научного подтверждения, что эта плащаница именно первого века нашей эры. И есть сильная версия, что эта плащаница была создана как священная реликвия в Средние века, что, в общем-то практиковалось и довольно часто делалось", — сказал Лункин.
Тем не менее, он уточнил, на данный момент "нельзя однозначно утверждать, что это только историческая мистификация".