Недавно российские фильмы были представлены на одном из крупнейший рынков аудиовизуального контента, а уже на этой неделе их увидят американские зрители на неделе российского кино в Лос-Анджелесе. Там же будет проходить и американский кинорынок, на который Россия возлагает много надежд. Все показы на международных площадках проходят при содействии и участии Роскино. Корреспондент РИА Новости поговорила с главой компании Екатериной Мцитуридзе о том, какие фильмы будут представлены на кинорынке, о развитии отечественной анимации и продажах нашего кино.
— Недавно завершился международный рынок аудиовизуального контента в Канне. В нем участвовало много российских компаний. Можно уже сделать какие-то предварительные итоги?
— Итоги, я думаю, отличные. По предварительным оценкам, в этом году продано на 30-40% больше фильмов, чем год назад, это именно по предварительным подсчетам по информации от дистрибьюторов. Значительную часть продаж составляет анимация, в частности сериал "Шарлотта и Кваксон" продюсера Александра Герасимова. Хорошо работают новые "Смешарики", я знаю, они уже закрыли много территорий, так же как "Снежная королева", "Фиксики", "Урфин и его деревянные солдаты", "Бременские разбойники" и другие.
При этом основное внимание мы в этот раз сфокусировали на многосерийном проекте "Мата Хари". Впервые русский фильм открывал рынок, и это давало нам карт-бланш, потому что все-таки показ, кроме престижа, намного увеличил возможность продаж. Стоит отметить, что сейлсагент этого сериала — английская компания Red Arrow. Это редкость, что британцы продают российский контент, это первые серьезные шаги в сфере международного сотрудничества — и в сфере производства, и в сфере продаж. Гала-показ сериала прошел очень успешно, большой зал Дворца фестивалей был заполнен полностью, что большая редкость. "Мата Хари" стала хитом продаж, ее запросили дистрибьюторы с более чем 40 территорий. Кстати, забавно, что не угодила она румынам и иранцам, они выразили возмущение, что сериал, мол, об аморальной женщине. Такое редко происходит. Курьез.
— В чем, по вашему, феномен российской анимации? Она на всех рынках и фестивалях всегда имеет успех, весь мир смотрит российские мультики, а про наше кино такого сказать нельзя. Что есть у аниматоров, чего нет у кинематографистов?
— Я думаю, что этот вопрос требует достаточно серьезного анализа, это должно быть комплексное исследование аналитиков, авторов, дистрибьюторов, прокатчиков. На мой взгляд, анимация работает так хорошо по всему миру по нескольким причинам. Например, много лет назад я была на монтаже "Дозоров" Бекмамбетова в Лос-Анджелесе и надо сказать, что половина ребят, которые делают лучшие спецэффекты в Голливуде, они из России. Это и художники-аниматоры, и айтишники, наша достаточно сильная школа анимации, советская традиция плюс корни того же советского легендарного физмата в компьютерных технологиях дали, видимо, такой эффект. Действительно, наша анимация пользуется спросом, но прорывом было бы, если бы нашим аниматорам, работающим в России, заказывали спецэффекты, например американцы, потому что объемы производства там огромные. Если бы наши получали заказы от американцев или британцев, это был бы серьезный бизнес, а сейчас они заказывают спецэффекты в Болгарии, потому что там это очень дешево, но и качество не то. Если бы в России была выстроена эффективная инфраструктура, анимационный кластер, где могли бы быть зафиксированы серьезные проекты, была бы возможность брать большие проекты на заказ, это могло бы развить рынок до настоящих международных объемов.
После моей встречи с Сергеем Собяниным начали говорить с департаментом культуры Москвы, чтобы открыть кинокомиссию. Говорим об этом уже долго, идея им нравится.
Мы предлагаем организовать в Москве полноценную кинокомиссию, где иностранные съемочные группы получают весь спектр услуг. Это будет важно не только в плане бизнеса, но и с точки зрения продвижения Москвы как съемочной локации, так как здесь будет дешевле работать, чем в других восточноевропейских странах. Но для этого нужны налоговые льготы с 30 процентным возвратом, иначе Москву и Петербург так и будут снимать в Праге и Будапеште.
Что касается второй части вашего вопроса — кино, тут есть две слабые точки. Первая — сценарии, часто истории не обладают универсальным языком, который мог бы быть востребован во всем мире, а универсальные истории, например "Фауст" Сокурова, "Левиафан" Звягинцева, "Дурак"Быкова, "Зоология" Твердовского, они бесспорно успешны.
Но это единичные выстрелы. Второе слабое звено — это продвижение, потому что даже при всем нашем энтузиазме и активности — я имею в виду Роскино, мы получаем много благодарностей и от международных коллег, и от российских продюсерских студий — наши возможности сильно ограничены. Наша поддержка от государства в десятки раз меньше, чем поддержка во Франции, Великобритании, Японии, Южной Корее, Италии, Израиле, Швеции, Бразилии, где угодно. Я сознательно не называю
Китай — там только на Каннский кинорынок тратится несколько миллионов евро. Но мы надеемся, что нам удастся убедить министерство культуры и министра, который часто отмечает, что неравнодушен к судьбам российского кинематографа, увеличить финансирование продвижения и сделать системный прорыв в этом направлении. Вы прекрасно знаете, что зачастую есть хорошие фильмы, но из-за недостатка рекламы и маркетинга о них мало, кто узнает.
— В целом какое у вас сложилось впечатление за этот год — стали ли наши фильмы лучше принимать на Западе или нет?
— Есть поступательное движение, не зависящее от проблем, которые существуют внутри российской индустрии. В целом кризис добрался не только до России, он вполне международный. Все сейчас пытаются сэкономить на затратах, поэтому половина спецэффектов для американских фильмов и делается в Болгарии или Китае. По этой причине все талантливые проекты, которые делаются в России на высоком уровне, сразу становятся заметны. Экономисты говорят, что любой кризис это новые возможности для кого-то, и это очень правильная фраза применительно к кино. Здесь можно добиться хорошего качества за счет мощной работы и креатива, поэтому в этой сфере наши российские аниматоры и преуспели.
— Еще говорят, что на кризисе всегда есть возможность заработать, если вы не боитесь рисковать.
— Конечно, потому что это кризис для тех, у кого уже все есть. Я как раз слушала интересную лекцию Германа Грефа на экономическом форуме в Петербурге. Он сказал, что для тех, кому терять нечего, кризис — это возможность для развития, так как они на фоне тех, кто до кризиса был успешен и потерял свои позиции, могут наконец проявить себя. Я думаю, что как раз это увеличение продаж на 30-40% и происходит, потому что российских проектов не просто много, они еще и стали разнообразнее, разножанровее.
— А какие у Роскино планы на американском кинорынке, который скоро откроется в Лос-Анджелесе?
— Главной нашей ставкой в Лос-Анджелесе будет "Викинг", мы впервые откроем его продажи на стенде Роскино. Этим будет заниматься компания "Централ Партнершип", туда приезжает все ее руководство, проекту Андрея Кравчука уделяется большое внимание. Еще одна сильная история — "Притяжение" Федора Бондарчука. Мы будем показывать двадцать минут уже полностью готового материала для профессиональной публики. По поводу этих двух фильмов уже назначено много встреч, у продюсеров и сейлсагентов все расписано. Я знаю, что у китайских компаний происходит практически борьба за приобретение "Викинга". Так что "Притяжение" и "Викинг" потенциально и станут лидерами продаж. Но есть и много других проектов. Поговорим уже в Лос-Анджелесе. Кстати, в рамках наших возможностей мы приобрели достаточно много рекламы для российских проектов на AFM. Это, безусловно, принесет свои результаты.