Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Удивительно, но простые и, казалось бы, очевидные для цивилизованной страны истины могут вдруг стать поводом для скандала.
Народный артист России Константин Райкин, выступая в понедельник на прошедшем в Москве Всероссийском театральном форуме, заявил: "Вот эти группки якобы оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна – дистанцируется от них. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры — это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны".
По мнению худрука театра "Сатирикон", искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника (это и есть носители нравственности). И призывает не делать вид, что единственный носитель нравственности и морали — это власть.
"Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда снова. А меня заставляют читать эту мерзкую книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели", — заявил Константин Райкин.
И понятно, что, согласно Конституции, в нашей стране должно признаваться идеологическое многообразие. И "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (Ст.13 Конституции РФ).
Противоречивая реакция на выступление Константина Райкина
Но отзывы на выступление Константина Райкина – прямо противоположные: от "наконец-то хоть кто-то об этом сказал" до "а что там, у центра "Райкин-плаза" – проблемы, наверное?".
С другой (также цитата по агентству НСН) – высказывания руководителя мотоклуба "Ночные волки" Александра "Хирурга" Залдостанова: "Под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты. Бездействовать мы не будем, и я сделаю все, чтобы защитить нас от американской демократии".
Вот же он, будущий диктат толпы, о котором говорит гендиректор Эрмитажа. Вот же он, показной патриотизм вкупе с неприкрытым хамством (да и при чем здесь вообще американская демократия?).
И ведь кто-то действительно верит в то, что если любимый многими миллионами артист и режиссер делает смелые заявления, то он – либо адепт американской демократии, либо лично обижен на деятелей Минкульта, либо хочет денег.
Последнее, кстати, совсем уж смешно: по этой логике после подобных выступлений вряд ли можно рассчитывать на финансовые и иные блага от государства.
"Сатирикону" не хватает денег
Позиция Константина Райкина, безусловно, уязвима еще и потому, что совсем недавно, несколькими днями ранее, стало известно, что возглавляемый им театр "Сатирикон" — чуть ли не на грани разорения.
Константин Райкин сообщил на прошлой неделе, что обратился с просьбой о помощи к министру культуры РФ Владимиру Мединскому. На следующий, 20 октября, день из Минкульта последовал недоуменный ответ.
Оставшуюся часть "Сатирикон" взялся компенсировать из собственных доходов (в прошлом году было около 130 миллионов рублей).
"Мне не совсем понятно, о каком полугодовом простое говорил Константин Аркадьевич. Достаточно сказать, что театр активно гастролирует и ставит премьеры", — заявил Журавский.
После того, как Константин Райкин выступил с резонансной речью, его оппоненты легко связали эти два события – финансовые проблемы "Сатирикона" и критическое выступление его худрука на форуме СТД. Это и правда просто, как дважды два: денег не дали – пошел критиковать. Однако, напомню, что позиция Константина Райкина – последовательная, с подобными заявлениями он выступает давно.
Учитывая, что театру "Сатирикон" сейчас как никогда нужны деньги на завершение затянувшегося ремонта, речь Константина Райкина на форуме СТД кажется еще более смелой и весомой, ведь в этом случае худрук рискует не только впасть в немилость властей предержащих (что его вроде бы мало беспокоит), но и как следствие – остаться без дополнительной помощи театру.