МОСКВА, 24 окт – РИА Новости. Антон Поляков. В минувшее воскресенье исполнилось пятнадцать лет со дня выхода на рынок первого MP3-плеера компании Apple, который сначала стал эволюционным витком на рынке, а затем совершил настоящую революцию.
Первый блин не комом, но заметного спроса нет
iPod был первым успешным массовым продуктом, с которого началась новая история компании Apple после возвращения в нее в 1997 году Стива Джобса. Конечно, до плеера были необычные iMac и разработка OS X, но шаг в массы и завоевание популярности брендом началось именно с него.
В 2000 году Джобс дал достаточно точную характеристику всем MP3-плеерам: модели с жесткими дисками он назвал огромными и нелепыми, а с флэш-памятью – маленькими и никчемными. Главной проблемой первых была низкая скорость обмена данными через USB, огромные размеры и неудобный интерфейс, а у вторых был крайне малый объем памяти, которого хватало на десяток-полтора песен.
"1000 песен в кармане" — именно эту свою мысль стремился воплотить в жизнь Джобс дав отмашку на разработку iPod.
Буквально за год команда разработчиков создала своего рода шедевр – весьма компактную модель со встроенным жестким диском на пять гигабайт, удобным интерфейсом управления с крупным ЖК-экраном и высокоскоростным портом FireWire, который позволял заполнить плеер музыкой за несколько минут.
Несмотря на эволюционный прорыв в целом, именно FireWire стал главной причиной низкого спроса. Пользователям систем с Windows попросту некуда было его подключать. А покупать отдельную дорогостоящую плату только ради плеера решались единицы. Вдобавок для Windows отсутствовало необходимое ПО, которое появилось лишь спустя год.
С третьего раза
Революцией запахло весной 2003 года, когда на рынок вышла третья версия плеера iPod, и одновременно было объявлено об открытии электронного магазина iTunes Store. Вдобавок с помощью фирменного кредла третью версию MP3-плеера можно было подключать к компьютерам с USB-портами без использования переходника, а пользователям Windows представили полноценную версию iTunes.
Вместе со снизившейся ценой в сравнении с первым поколением, все это подтолкнуло продажи к взрывному росту. Ведь многие пользователи получили простой и удобный доступ к легальному цифровому контенту, который можно было сразу закачать в плеер. И если в России вопросы о правах в то время практически никем не поднимались, то в Европе это была серьезная проблема.
Сыграла свою роль для европейцев и программа iTunes. Она помогала организовывать музыкальные коллекции без необходимости ручного распределения MP3-файлов по папкам.
В итоге пользователь получал все эти удобства одним "комплектом", что предопределило рыночный успех продукта в Штатах и Европе. А магазин iTunes Store стал крупнейшим продавцом медиа-контента, заняв через год 70% рынка, совершив тем самым небольшую революцию.
"Если у тебя iPod – тебя принимают. Если другой MP3-плеер, то и за человека могут не считать" — комментировали в 2005 году ситуацию среди подростков в голландском офисе одной из тайваньских компаний, пытавшейся продавать на европейском рынке свои MP3-плееры.
По их данным рынок MP3-плееров в Нидерландах на тот момент более чем на две трети принадлежал Apple, и что-то сделать с этим было просто невозможно.
В России не прижился
Уровень компьютерной грамотности в России среди молодежи, основных пользователей MP3, в то время был достаточно высоким. Ни у кого не возникало никаких проблем с самостоятельной записью музыкальных файлов в плеер, а организация медиатеки легко доверялась любой сторонней программе, если в этом вообще была необходимость. Кроме того, жесткая привязка к iTunes не позволяла обладателям iPod, будучи в гостях, что-то записать на плеер и сразу это прослушать. Что воспринималось как серьезный недостаток.
Соблюдение авторских прав на тот момент волновало лишь отдельных правообладателей, и в одиночку они ничего сделать не могли. В итоге, при сложившимся уровне пиратства и доступности MP3-композиций, любой электронный магазин с музыкальным контентом был обречен на провал.
На сегодняшний день MP3-плееры пользуются ограниченным спросом, поскольку функции карманного проигрывателя музыки с успехом выполняют смартфоны. Именно по этой причине продажи модели iPod Classic были прекращены осенью 2014 года. Однако Apple все еще предлагает покупателям три других плеера этой серии: touch, nano и shuffle. Которые являются нишевыми продуктами.