Захар Виноградов, РИА Новости
Что же касается политического и гуманитарного блоков, которые находятся в исключительной компетенции Украины, то здесь практически никакого прогресса достичь не удалось. Их просто перенесли в "дорожную карту".
О чем договорились в Берлине
"Все участники встречи подтвердили, что в основе урегулирования на юго-востоке Украины должны лежать минские соглашения, все подтвердили свою приверженность этим договоренностям", — сказал по окончании саммита российский президент Владимир Путин.
С этим согласна и канцлер ФРГ Ангела Меркель.
"Минские соглашения — это та основа, которая у нас есть, единственное соглашение, которое позволит нам преодолеть ситуацию, когда постоянно нарушается перемирие", — заявила Меркель.
По словам российского президента, много внимания участники саммита уделили вопросам безопасности.
"Договорились по ряду позиций о том, что должно быть сделано в ближайшее время в смысле дальнейшего решения вопросов, связанных с разведением конфликтующих сторон", — сказал президент России.
По словам Меркель, участники саммита "обсудили настоящее прекращения огня и отвод войск (от линии разграничения — ред.)".
Еще один блок вопросов — контроль за прекращением вооруженного конфликта. По словам Путина, "нормандская четверка" подтвердила готовность расширить миссию ОБСЕ в Донбассе — в частности, речь идет о зоне отвода и хранения тяжелой техники.
При этом президент Украины Петр Порошенко утверждает, что лидеры "нормандской четверки" договорились ввести вооруженную миссию ОБСЕ, которая будет обеспечивать безопасность в Донбассе.
"Мы сейчас сделаем попытку для того, чтобы ввести вооруженную, мы ее называем полицейской, миссию ОБСЕ, которая будет обеспечивать безопасность, как во время избирательного процесса, так и в переходной период. Могу отдельно подчеркнуть, что российская сторона также поддержала необходимость введения вооруженной полицейской миссии ОБСЕ", — заявил Порошенко.
Между тем канцлер Германии Ангела Меркель по этому вопросу высказалась более сдержанно.
"Мы говорили о том, чтобы наблюдатели ОБСЕ получили доступ ко всем регионам вплоть до границы, российский президент указывал на это, и в некоторых случаях этот доступ затруднен. Кроме того, как уже было сказано, если готовится избирательный процесс, если существует закон о выборах, то можно говорить и о миссии ОБСЕ, в том числе о вооруженных частях. Но сейчас это не является насущным вопросом", — полагает Меркель.
Камень преткновения — позиция Порошенко
Как и предполагали РИА Новости, наиболее сложным был политический блок вопросов минских соглашений. Речь о предоставлении Донецкой и Луганской областям Украины особого статуса с закреплением его в Конституции страны, амнистии всем участникам вооруженного конфликта, принятии закона о выборах местных органов власти и назначении даты выборов.
"Определились с некоторыми, к сожалению, только с некоторыми вопросами гуманитарного характера. К сожалению, здесь многого добиться не удалось, но выразили готовность решать вопросы гуманитарного характера", — сказал Путин.
"Мы обсудили понятие "дорожной карты", — заявила журналистам Меркель, — определенной последовательности мероприятий и шагов, сейчас они в деталях не обсуждались… У нас были о них различные политические представления".
Из комментариев президента Украины становится понятным, что камнем преткновения в этой части переговоров была именно его позиция.
"Минские договоренности — это целостный документ, — пояснил Порошенко, — и когда мы говорим о "дорожной карте", то "дорожная карта" как раз и предусматривает последовательность и гарантии".
Иными словами, участникам "нормандского саммита" не удалось 19 октября получить от президента Украины ни точных сроков назначения местных выборов на Украине, не удалось и услышать и о конкретных шагах по принятию закона о выборах. Все это перешло в "дорожную карту".
Что будет в "дорожной карте"
"У нас нет документа, она ("дорожная карта") не подписана, — сказал Порошенко, — мы договорились, все четверо участников "нормандского формата", о том, чтобы сейчас сконцентрироваться исключительно на разработке полномасштабной "дорожной карты", которая будет состоять из первого блока по безопасности, и мы обсудили, что туда должно войти, второго — политического блока, и третьего — гуманитарного блока… Никаких документов сегодня не подписывалось и подписывать не планировалось".
Судя по всему, наиболее спорным стал вопрос о проведении местных выборов на Донбассе. А именно он относится к исключительной компетенции Украины.
По словам Порошенко, на саммите в Берлине было решено, что обсуждение проведения местных выборов на Донбассе продолжится по так называемой формуле Штайнмайера, которая предусматривает особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на временной основе в день выборов и на постоянной основе после опубликования отчета ОБСЕ об итогах выборов.
"Второй пункт, который касается политических вопросов, — это закон об особом статусе и его реализация. Мы говорили об этом в рамках имплементации минских соглашений и о том, что это должно быть реализовано в рамках нашей "дорожной карты"", — заявила канцлер ФРГ.
Почему не произошло чуда
"Я раньше говорила, что ожидать чуда от данной встречи не стоит, — заявила Меркель, — но мы достигли определенного прогресса".
"Прогресс без чуда" — дипломатическая формула прошедшего в Берлине саммита. По всем вопросам, которые касались общей компетенции участников саммита — разведение сторон конфликта, усиление наблюдательной миссии ОБСЕ, наконец, определение содержания "дорожной карты", были приняты решения, то есть по этим вопросам есть прогресс.
А вот с вопросами, относящимися к исключительной компетенции Украины, чуда не произошло. Именно поэтому они и были переведены в "дорожную карту".