Валерий Спиридонов, для "МИА Россия сегодня"
С 17 по 23 октября в Москве пройдет международный киберспортивный турнир EPICENTER: Moscow по дисциплине Counter-Strike: Global Offensive. Призовой фонд — полмиллиона долларов. Эти деньги реальны так же, как главные действующие лица игры, лучшие команды мира, в числе которых —французская G2 Esports, бразильская SK Gaming, шведские Fnatic и Ninjas in Pijamas.
Движение к эпицентру
Сейчас киберспорт — это быстро растущий рынок, большую часть доходов которого приносят реклама и спонсорство. По прогнозам аналитической компании SuperData, в 2016 году рынок киберспорта вырастет на 19% и достигнет 892,8 млн долларов, а в 2017 году перевалит за миллиард.
Премьерные игры турнира EPICENTER: Moscow состоялись в мае нынешнего года в рамках дисциплины Dota 2. Их организатором, так же, как и на этот раз, был российский холдинг ESforce.
Реальными зрителями финалов первого турнира EPICENTER: Moscow, проходивших в Crocus City Hall, смогли стать около 7 тысяч человек, а виртуально соревнование посмотрели миллионы.
Игры — это не игрушки
Компьютерные игры эволюционировали настолько, что получили профессиональный статус. В июне этого года компьютерный спорт был включен в реестр официальных видов спорта РФ. Геймеры воодушевлены: в будущем это позволит им получать звания "Мастер спорта России", "Мастер спорта международного класса" или "Заслуженный мастер спорта России".
Наша страна одной из первых в мире, еще в 2001 году, признала компьютерные игры официальным видом спорта. Но за пять следующих лет заметного развития не произошло, и в 2006 году киберспорт был изъят из реестра.
Решение о возвращении компьютерных игр в компанию официальных видов спорта в июне этого года получило широкий резонанс. В конце сентября в Москву прибыл генеральный секретарь Международной федерации компьютерного спорта (IESF) Алекс Лим. Он встретился с представителями Минспорта и заехал в Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), где открыли специализацию "Теория и методика компьютерного спорта".
Наши геймеры признаны во всем мире, на их счету — сотни наград. Эти имена у многих на слуху: Антон "Cooller" Синьгов (Quake), Алексей "LeX" Колесников (Counter-Strike), Дмитрий "LighTofHeaveN" Куприянов (Dota 2), Алексей "Alex_Ich" Ичетовкин (League of Legends), Алан "Alan" Енилеев (Need For Speed). Киберспортсмены, которые приходят им на смену, тоже сильны, и уже проявили себя на соревнованиях высокого уровня. Сейчас в команде Virtus.pro играет, например, один из самых перспективных игроков Европы по Dota 2 — семнадцатилетний Роман "RAMZES666" Кушнарев.
Ум против пальцев
Поэтому специализированные мероприятия проводятся не часто. Однако по зрелищности и азарту они не уступают турнирам, в которых участвуют здоровые спортсмены. Некоторые геймеры-инвалиды вполне могут дать фору своим соперникам, не обремененным недугами.
Производство девайсов, позволяющих управлять процессами в игре при полной или частичной парализации, при отсутствии рук или слепоте — не прибыльный бизнес, но подобные разработки ведутся, и довольно успешно. Более того — они позволяют быстрее совершенствовать устройства для серийного выпуска.
В свое время так произошло с появлением новых функций в мобильных телефонах — первоначально виброзвонок и возможность ввода текста первыми буквами предназначались для помощи инвалидов.
Существующее программное обеспечение предусматривает подключение субтитров на время диалогов и текстовое обозначение игровых заданий для глухих и слабослышащих пользователей. Людям, которые не в состоянии передвигать мышку рукой, может быть предложен другой вариант — например, при помощи голосовых команд, движений глаз или бровей.
Известный киберспортсмен Мишель "Handi" Олсон, не имеющий конечностей с рождения, показывает фантастические результаты в Counter-Strike, приноровившись использовать изготовленные по специальному заказу клавиатуру и мышь, суперчувствительные к прикосновениям. Печатая с их помощью, Мишель буквально работает головой.
Среди людей с ограниченными возможностями немало талантливых и даже гениальных игроков, которые даже не нуждаются в технических ухищрениях.
Киберспорт вообще очень демократичен. Он доступен практически любому, поскольку не требует от игрока экстраординарных физических усилий и солидных финансовых затрат.
При желании и упорстве он предоставляет возможность добиться успеха и признания, подняться на вершину рейтинга, стать победителем и получить стимул для покорения новых рубежей, для саморазвития. А еще киберспорт помогает приобретать новых друзей и единомышленников, а это для любого человека очень важно.