Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В западных СМИ одно за другим появились сообщения о том, что власти ФРГ обсуждают возможность введения новых санкций в отношении России — на сей раз, из-за ее политики в Сирии. Сначала в виде слухов — 6 октября об этом написало американское издание The Wall Street Journal со ссылкой на "источник, знакомый с ходом дискуссий". Но уже на следующий день немецкая газета Süddeutsche Zeitung поспешила авторизовать информацию, опубликовав интервью с главой комитета Бундестага по внешней политике Норбертом Рёттгеном.
То, что в Германии "уже есть идея" наложить на Россию санкции из-за ее участия в сирийском конфликте подтвердил и уполномоченный правительства ФРГ по германо-российскому межобщественному сотрудничеству и председательству Германии в ОБСЕ Гернот Эрлер.
Таким образом, получается, что планы ужесточить наказание для Кремля вынашиваются как чиновниками в кабинете министров Ангелы Меркель, так и депутатами в парламенте страны.
Найти "крайнего"
Планы такого рода, если они действительно существуют, связаны, прежде всего, с тем, что происходит сейчас в самой Германии, считает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. По его мнению, главная тема, вносящая раскол не только в германский, но и во весь европейский политический истэблишмент, это, конечно же, не Россия, и уж, тем более, не Сирия. Самое "больное" в европейской повестке дня — проблема беженцев.
Утверждения о том, что "агрессивная" политика России в Сирии увеличивает число беженцев в Европу, уже неоднократно звучали в Германии, напоминает он. В этом контексте Сирия воспринимается не как удаленный конфликт, а как нечто, имеющее вполне конкретное отношение к текущей внутренней политике. А идея ввести "сирийские" санкции против России — как реальная мера против роста числа беженцев, устремляющихся в страну.
"Информационная артподготовка"
Впрочем, не исключено и то, что звучащие в Германии заявления адресованы не только немцам, но и европейским партнерам. И направлены они на то, чтобы на предстоящем в январе на саммите ЕС голосовании по судьбе антироссийских санкций они высказались не за отмену их, а за сохранение, предполагает Федор Лукьянов.
Такую возможность не исключает и президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, который убежден, что происходящее — "информационная артподготовка" к январскому голосованию, инициированная Вашингтоном. То, что информационный "вброс" начало американское издание, лишнее тому подтверждение, считает аналитик.
"Сначала предложить более жесткие меры, потом отказаться от них, предложив сохранить ныне действующие — схема, в принципе, уже отработанная. Таким образом Вашингтон надеется преодолеть сопротивление Италии, Франции и других европейских стран, где политики все активнее выступают за снятие санкций с России", — поясняет Абзалов.
Заодно, предполагает Дмитрий Абзалов, преследуется и другая цель — создать соответствующий негативный фон к предстоящему в ближайшее время визиту президента Владимира Путина во Францию.
Соло с дирижером
До сих пор сама глава германского правительства — федеральный канцлер Ангела Меркель — лично не подтверждала, что идет какая-то работа или ведутся какие-то переговоры по введению против России новых санкций, обращает внимание Дмитрий Абзалов. Он убежден, что это не случайно: Германия сейчас просто не готова к подобным шагам.
Важнейшая причина состоит в том, что в ноябре в США пройдут президентские выборы, и в январе в Белый дом въедет новый хозяин. В любом случае, произойдет какое-то переформатирование отношений с Россией, причем, есть шансы как на то, что они еще больше накалятся, так и на то, что может наступить разрядка, полагает аналитик.
"В такой ситуации входить в американскую повестку, учитывая, что она всего на месяц, а выборы в самой Германии через год, было бы крайне неосмотрительно.
Не только правительство Ангелы Меркель, но и сама правящая партия ХДС оказалась в сложнейшем положении, добавляет Федор Лукьянов. Уникальность ситуации состоит в том, что сегодня христианские демократы находятся под огнем с двух сторон. Слева их все жестче критикуют социал-демократы, свидетельством чему, например, заявления главы МИД Франка-Вальтера Штайнмайера, последовательно выступающего за отмену санкций против России. Но и справа звучит все более яростная критика, исходящая от политиков, представляющих интересы бизнеса.
Что дальше?
Выльется ли "информационная артподготовка" в реальные новые санкции, какой может быть дальнейшая судьба существующих санкций — никто из экспертов предсказать не берется. Слишком велика зависимость дальнейших событий от результатов президентских выборов в США.
Дмитрий Абзалов считает такой вариант маловероятным. Российская экономика достаточно глубоко интегрирована в мировую, потому ущерб от подобных мер неминуемо будет обоюдным. Кроме того, в мире растет осознание бесперспективности самой политики санкций, что подтверждают примеры с тем же Ираном и Кубой, говорит аналитик.