Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости
В пятницу, 7 октября, Подольский суд Киева в третий раз за последний месяц должен попытаться провести судебное заседание, посвященное массовым беспорядкам у парламента страны 31 августа 2015 года. Предыдущие два заседания не состоялись по удивительной причине — подсудимые не явились в суд. Впрочем, не только этим интересен этот процесс.
На примере этого дела можно четко проследить, как режим Порошенко предпочитает не бороться, а тайно договариваться с радикалами и националистами.
Причина конфликта
Напомню, 31 августа 2015 года Верховная рада Украины в соответствии с ранее достигнутыми минскими соглашениями (февраль 2015) рассматривала в первом чтении изменения в Конституцию страны, связанные с предоставлением особого статуса Донецкой и Луганской областям (ныне частично — ДНР и ЛНР). Еще этот акт называют Законом о децентрализации страны.
Такой статус позволял снять значительную часть противоречий между Киевом и мятежными самопровозглашенными республиками. И приступить к воссоединению Киева и самопровозглашенных республик, что полностью нивелировало и саму гражданскую войну.
Но, с другой стороны, тогда же возникал вопрос о расширении прав по примеру этих регионов и в других областях Украины. То есть речь шла о постепенном процессе федерализации страны.
Против этого категорически был президент Порошенко, поскольку при этом он терял ряд полномочий и в значительной степени превращался в ритуальную фигуру. Резко слабело и влияние на страну Верховной рады.
Но главное, этот юридический акт останавливал гражданскую войну на востоке, делал ее бессмысленной, поскольку резко расширял права органов власти Донецкой и Луганской областей.
И депутаты приняли закон о таких изменениях в первом чтении. А второго так и не состоялось.
Что произошло в этот момент у стен парламента
У здания парламента собралось несколько тысяч радикалов (от 3 до 5), призванных к участию в массовой акции всеукраинским объединением "Свобода", Радикальной партией Украины (фракция которой заседала в это время в парламенте) и некоторыми другими радикальными группировками.
Узнав о результатах голосования, толпа в знак протеста попыталась взять здание парламента штурмом. Ей противостояли несколько сотен бойцов национальной гвардии Украины, охранявших здание парламента. Завязалась массовая драка, в ходе которой особенную активность проявляли представители ВО "Свобода" во главе с лидером этого движения львовянином Олегом Тягнибоком. Радикалы, вооруженные металлическими и деревянными дубинками, попытались пробиться к парламенту сквозь кордон нацгвардейцев.
Реакция власти и участников
В тот же день президент Порошенко выступил с телеобращением, в котором заявил, что все виновные в массовых беспорядках понесут суровое наказание и обвинил в организации беспорядков спецслужбы России.
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, спустя две недели, выступая пред депутатами Верховной рады, сообщил, что лидер ВО "Свобода" Тягнибок вместе с тремя нардепами из "Свободы" (избранными по мажоритарным округам, политическая партия "Свобода" не представлена в парламенте) накануне описываемых событий посетили в зоне антитеррористической операции добровольческие батальоны "Сечь" и "Карпатская сечь" и провели с бойцами этих подразделений Министерства внутренних дел закрытую встречу, на которой призывали их к участию в предстоящих массовых беспорядках. По предварительной версии следствия, исполнители преступления служили именно в этих подразделениях.
А вот дальше начинается самое интересное.
Депутат парламента Игорь Мосийчук заявил, что ВО "Свобода" активно сотрудничает с администрацией президента и что один из организаторов массовой акции "свободовец" Игорь Кривецкий накануне кровавых событий посетил администрацию президента, где участвовал в переговорах.
А глава фракции ВО "Свобода" в Киевсовете Юрий Сиротюк год спустя, уже накануне нынешнего судебного процесса, созвал в Киеве пресс-конференцию, в ходе которой заявил, что "свободовцы" заинтересованы в проведении открытого судебного процесса.
"Мы верим, что в этом суде будут отвечать первые лица государства, поскольку без их участия, без их действий провокация такого масштаба не удалась бы", — утверждает Сиротюк.
Можно ли верить Мосийчуку и Сиротюку?
Дело в том, что Мосийчук — член парламентской фракции Радикальной партии Украины, чье участие в организации массовых беспорядков доказано. А Сиротюк сам является подсудимым на этом процессе.
Но, с другой стороны, может быть все это всего лишь — своеобразная дымовая завеса, скрывающая виртуальную "политическую гранату"?
Два дела вместо одного
Но, пожалуй, более всего заинтересованность режима Порошенко в том, чтобы спустить "Дело о 31 августе" на тормозах, изобличает… само дело. Оно было разделено на два. По одному — "о террориризме" проходят радикалы Крайняк (который поджог шашку) и Гуменюк (бросивший гранату).А по другому — 15 участников массовых беспорядков, в основном члены ВО "Свобода".
Дело в том, что, выведя дело о "терроризме", то есть убийство 4 человек и ранение 141 в отдельное производство, генпрокуратура Украины фактически оставила для остальных участников и организаторов тех событий сущие пустяки.
"Массовых беспорядков здесь не может быть, потому что нет объективного состава (преступления — ред.) и соответствующих последствий, — объяснил сложившуюся ситуацию "Украинской правде" адвокат ВО "Свобода" Александр Свиридовский. — При массовых беспорядках происходит захват помещения, зданий, сожжение имущества, транспортных средств. А здесь ничего не захватывали и ничего не жгли. А о том, что взорвалась именно граната, участники митинга даже не сразу узнали".
Кроме того, несмотря на многочисленные фото и видеодокументы, подтверждающие активное участие лидера "Свободы" Тягнибока в тех событиях, его статус определен, всего лишь как свидетеля…
Когда и почему замолчала "Свобода"
У Петра Порошенко есть своя политическая сила в парламенте — Блок его имени. Но в ней — полный разброд и шатание, есть даже члены фракции, оказавшиеся в последнее время в оппозиции к самому президенту.
Совсем другое дело теперь со совсем чужой ему "Свободой". За минувший с тех событий год ВО "Свобода" практически исчезла из украинских новостных сводок. И вовсе не потому, что перестала существовать. Она стала послушным орудием администрации президента в ее борьбе с одним из лидеров общественного мнения на Украине мэром Львова Андреем Садовым (в горсовете Львова заседает внушительная фракция "свободовцев"). Но с тех пор никаких претензий не высказывает в адрес власти вообще и президента в частности.
Именно со "Свободой" у Порошенко, в отличие от других радикальных группировок, видимо всё получилось.
Другие остаются к нему в явной и выжидательной оппозиции.