МОСКВА, 3 окт – РИА Новости, Алина Медведская. Накануне Всемирного дня учителя корреспондент РИА Новости отправилась в Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ), чтобы познакомиться с преподавателями вуза "безграничных возможностей".
Вуз не случайно обещает на своем сайте "реализацию безграничных возможностей" людям с ограниченными возможностями здоровья: с ограниченными возможностями тут около 70% студентов из тысячи обучающихся. Для них есть пандусы, лифты, широкие двери в аудиториях, но главное – внимание и понимание со стороны преподавателей.
"Всегда готовы помочь"
Проректор по организации образовательной деятельности МГГЭУ Валерий Иванович Зозуля встречает на пороге университета, предлагает выпить чая с конфетами и сразу же начинает с гордостью рассказывать о вузе.
"Многие наши выпускники стали паралимпийскими спортсменами. Да и сейчас есть студенты, которые могли в Рио поехать, если бы не… ну вы лучше меня знаете", — Валерий Иванович махнул рукой и начал экскурсию по университету.
"Вот тут у нас проходит физическая культура, есть тренажёрный зал, зал для футбола, волейбола, — говорит он возле зала, где несколько студентов занимаются на тренажерах. – Наши преподаватели по физкультуре окончили не только педагогический университет, но и медицинский. То есть студенты все время находятся еще и под врачебным контролем. И всегда готовы помочь, если что".
Мимо нас со смехом быстро проезжает девушка на инвалидной коляске, а мы поднимаемся в маленькую аудиторию, больше похожую на класс в школе: три ряда парт, меловая доска и стол преподавателя. В аудитории – не более 10 студентов, кто-то из них в коляске, рядом с некоторыми лежат костыли. Все они внимательно слушают лектора, кроме двоих: светловолосый парень, тайком оборачиваясь на свою сокурсницу, пытался незаметно передать ей записку.
Человек с особенностями
Пару вела кандидат социологических наук, заведующая кафедрой социологии Екатерина Воеводина. Сама судьба этой молодой, симпатичной девушки – для многих является ценным уроком.
"У меня такой достаточно интересный опыт, с точки зрения того, что я и сама человек с особенностями и преподаю ребятам, у которых тоже есть особенности. Будучи студенткой, я стала заниматься научно-исследовательской работой, и так получилось, что мои интересы были связаны именно с социологией инвалидности. Мне было это интересно и как исследователю, и как просто человеку – представителю этой социальной группы…" – рассказала она после пары.
Окончив вуз, дипломированный преподаватель поступила в аспирантуру, защитила кандидатскую по социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям вуза, работала во Всероссийском обществе инвалидов, преподавала в обычном университете, а с 2013 года работает здесь – в МГГЭУ.
"Это, пожалуй, единственный вуз, который полностью ориентирован на людей с инвалидностью. Дело не только в том, что здесь пандусы установлены. Здесь еще и подход к ребятам уникальный. У нас индивидуальная работа идет со студентами. Ребята, у которых есть инвалидность, очень сильно отличаются по своей успеваемости от ребят, у которых нет инвалидности", — рассказала Воеводина.
Преподаватель пояснила, что студенты с инвалидностью сильнее мотивированы на получение качественного образования, "за счет этого (они могут) компенсировать, возможно, какие-то свои физические особенности, которые не всегда способствуют карьере".
После небольшой паузы она признается, что если бы в МГГЭУ не сложилась такая среда, то и она бы здесь вряд ли осталась, "даже как человек, у которого просто есть инвалидность". А вот дополнительной сложности в преподавании особенным студентам нет – они обычные, только более мотивированные.
"Очень интересно наблюдать, как они общаются между собой, такого в других университетах просто не увидишь. А здесь и инвалиды, и здоровые – все они наравне, все они общаются, тусуются. Это очень здорово, здесь инклюзия повсеместна", — рассказывает Воеводина с улыбкой.
Учить и учиться
Валерий Зозуля тихо говорит мне: "Они к ней тянутся, она ведь как никто их понимает".
Сама Воеводина об этом говорит с неохотой, смущается: "У нас очень много ребят, у которых есть не просто инвалидность, а именно то, что действительно ограничивает их в жизни. Мой пример во многом кого-то вдохновляет. Я не говорю, что я идеальная картина, но это все-таки их стимулирует… Все реально, можно тоже найти себя в науке, в другой профессии. Студенты иногда приходят ко мне и после занятий. Конечно, мы делимся, мы разговариваем друг с другом, обсуждаем какие-то личные проблемы".
Конечно, она и сама чему-то учится у студентов. "Какие-то субкультуры, то, чем они живут. Ну и, конечно, у нас есть очень интересные студенты – это паралимпийцы. У них такая сила воли, у них такой опыт, который, действительно, стоит обсудить", — говорит преподавательница.
Есть звезды и в науке.
"Наш выпускник – Лабутин Илья – он даже в МГУ на Московской социологической школе занял призовое место на олимпиаде. То есть действительно достойные студенты, с которыми хочешь пообщаться", — признается Екатерина.
Не надо жалости
В разговоре нам не удается избежать сложной темы – негласного разделения общества на тех, у кого нет физических ограничений, и тех, кого мы редко встречаем на улицах – инвалидов.
"В обществе все равно существуют по отношению к инвалидам стереотипы. На рынке труда работодатель смотрит на диплом, но думает, что, если сотрудник инвалид, то он постоянно будет брать больничный… Наверное, хотелось бы донести до общества такую модель, что инвалиды – это не полностью больные люди, это такие же активные и славные люди, которые могут принимать участие и в жизни общества. Инвалиды и конкуренцию могут составлять. Но очень нужны условия для людей с инвалидностью. Нужна доступная среда, которой практически у нас нет, если говорить о городской инфраструктуре", — говорит Екатерина Воеводина, не прерываясь ни на секунду, словно на одном дыхании.
"Не надо жалости, не надо вот кого-то такого отношения… сюсюканья, как будто бы инвалиды – это маленькие дети. Инвалиды – это не маленькие дети, это полноценные личности со своими задатками и интересами, просто надо учитывать их особенности. Если человек как-то ограничен физически – это не значит, что и умственно", — говорит она и замолкает.
А в кабинет заходит Валерий Зозуля, чтобы напомнить, что преподавателя уже ждут студенты.
Жить университетом
За общением с преподавателями и студентами МГГЭУ проходит весь день.
Вот почетный работник МГГЭУ, ветеран труда Галина Пономарева – она 25 лет жизни посвятила обучению студентов с ограниченными возможностями. Наталья Белозерцева – доцент кафедры романо-германских языков – со своих студенческих лет работает с особенными людьми, с гордостью она говорит о том, как некоторые студенты с нуля усваивают язык до высочайшего уровня. Преподаватель кафедры "Менеджмент организации" Елена Михайловна Бабанова признается, что отказалась от карьеры экономиста в коммерческих организациях, чтобы преподавать в МГГЭУ.
"А это вы еще не знакомы с нашим ректором, Вагифом Дейрушевичем Байрамовым – он буквально живет всем этим. Он с утра и до ночи здесь. Про каждого студента знает все: кто с кем дружит, кто с кем уже не дружит, кто собирается только дружить", — признается, смеясь, наш экскурсовод Валерий Зозуля.
МГГЭУ – это не только вуз безграничных возможностей, это семья.