АЛМА-АТА, 29 сен – РИА Новости, Михаил Егорин. Результаты встречи стран ОПЕК в Алжире свидетельствуют о том, что экономические интересы стран картеля возобладали над политическими амбициями, считает заместитель генерального директора Казахского института нефти и газа (КИНГ) Акбар Тукаев.
ОПЕК на неформальной встрече в Алжире в среду вечером согласовала ограничение добычи в диапазоне 32,5-33 миллиона баррелей нефти в сутки, однако для ряда стран планируется определить отдельные квоты добычи на официальном министерском заседании стран ОПЕК 30 ноября в Вене. Также ожидается, что к концу ноября будет озвучена дата вступления в силу соглашения ОПЕК.
Сначала экономика
По его мнению, в случае отсутствия намека на какой-либо компромисс в Алжире нефтяной мир столкнулся бы с тяжелым периодом с октября 2016 года по январь 2017 года, когда предложение превышало бы спрос ориентировочно на 900 тысяч баррелей в сутки. Эксперт полагает, что это могло толкнуть цены на нефть на уровень 40 долларов за баррель и ниже.
По его оценке, Саудовская Аравия уже прошла свой традиционный сезонный пик "и все серьезнее погружается в экономические проблемы", а Иран, прибавлявший по 200 тысяч баррелей в сутки в первые пять месяцев текущего года, уже исчерпал свой стартовый импульс. "Таким образом, принятие какого-либо совместного решения ОПЕК сдерживалось только политическими амбициями отдельных стран", — подчеркнул собеседник агентства.
Вместе с тем, по его оценке, установленная планка в 32,5-33 миллиона баррелей в сутки говорит о том, что "сверхжертв" в ограничении добычи не будет.
В ожидании роста
"Кроме того, это означает, что уже в 2018 году мир не столкнется с проблемой серьезного отставания предложения от спроса", — сказал он. Эксперт пояснил, что мировой рынок нефти третий год подряд сталкивается с проблемой финансовой недообеспеченности. По его оценке, с учетом среднего инвестиционного цикла 5-8 лет в мировой экономике в 2018-2022 годах могут наблюдаться серьезные диспропорции между добычей и потреблением нефти.
Говоря о влиянии итогов алжирской встречи на экономику Казахстана, которая в значительной степени зависит от экспорта углеводородного сырья, Тукаев оценил их положительно.
"Общее влияние на казахстанскую экономику заключается в минимизации негативного воздействия цены нефти на курс тенге и создании более благоприятных условий для пополнения Национального фонда", — сказал собеседник агентства.
По его мнению, отраслевой эффект заключается в приближении среднегодовой цены Brent к желательному для казахстанского нефтегазового комплекса уровню в 50-60 долларов за баррель, "что расширит круг потенциальных инвесторов, позволит активизировать развитие "возрастных" отечественных месторождений и придаст новый импульс секторам геологии и разведки".