МОСКВА, 26 сен — РИА Новости. В Москве под давлением общественности закрыли фотовыставку "Джок Стерджес. Без смущения", проходившую в центре фотографии имени братьев Люмьер. Сенатор Елена Мизулина расценила экспозицию с маркером 18+ как детскую порнографию, а глава комиссии по безопасности Общественной палаты Антон Цветков назвал выставку "чистой пропагандой педофилии". Фотограф, известный в мире своими снимками обнаженных моделей, иногда несовершеннолетних, прежде несколько раз оказывался в центре скандалов. Подробнее об инцидентах, связанных с творчеством Джока Стерджеса, — в материале РИА Новости.
Никакого Ренессанса бы не случилось
Весной 1990 года сотрудники ФБР вместе с полицией совершили рейд на студию Стерджеса в Сан-Франциско. В ходе оперативных мероприятий были конфискованы десятки тысяч негативов, готовые снимки, фотоаппараты и другая техника. Причиной для обыска послужило сообщение о "спорном материале", поступившем в ФБР от сотрудников одной из местных лабораторий обработки пленки. По законам штата, такие лаборатории должны были сообщать полиции имена клиентов, фотографии которых могли считаться порнографическими.
Инцидент в мастерской стал знаковым для карьеры фотографа. Местный суд присяжных так и не выдвинул Стерджесу каких-либо обвинений, и американский Совет по соблюдению законности принял решение о неправомерности действий ФБР и полиции после того, как западное арт-сообщество встало на сторону художника.
"Это опасный случай истерии и подавления свободы художественного выражения в США", — говорилось в специальной резолюции совета. Один из составителей документа, член совета Анджела Алиото, в свою очередь, заявила, что если бы подобное произошло во времена Ренессанса, "никакого Ренессанса бы не случилось".
Политизация фотографии
Популярность фотографа подскочила, стали активно издаваться и охотно покупаться персональные альбомы, однако многие критики отмечали, своим успехом Стерджес больше обязан "политизации" его искусства, а не художественным достоинствам работ. Если и не порнография, то в такой же степени и не искусство, писал арт-критик New York Times Энди Грандберг о работах Джока Стерджеса в 1990 году.
"Свобода артиста всегда должна быть защищена. Однако отказ от эстетического критерия оценки (работ) означает уступку силам, пытающимся политизировать и взять таким путем под контроль всю художественную активность", — говорилось в материале Грандберга.
Несколькими годами позже активисты протестантских общин потребовали от крупнейшего в стране продавца книг, компании Barnes & Noble ликвидировать тираж альбомов Стерджеса и Дэвида Гэмильтона. Компанию обвинили в распространении "непристойных" материалов, содержащих в себе "визуальные изображения лиц в возрасте до 17 лет, вовлеченных в неприличные действия".
В ряде городов активисты штурмовали местные книжные лавки, либо требуя ликвидации альбомов, либо уничтожая их самостоятельно.
Ни страницы назад
"Мы сыграем с этими парнями в жесткую игру. Эти фотографии — пища для растлителей. Эти снимки используются ими, чтобы соблазнять своих жертв, заставлять их раздеться. Barnes & Noble — это сутенеры для педофилов", — заявлял один из организаторов акции, основатель консервативного христианского движения "Операция спасения Америки" Рэндалл Терри.
"Они (оппоненты Стерджеса) исходят из собственной концепции, что люди — плохие существа по своей природе. Они считают своих соотечественников грязными извращенцами", — рассуждал Келлер в одном из интервью журналистам филадельфийской газеты.
В 1998 году в штатах Алабама и Теннесси активисты предприняли попытки добиться от суда признания двух альбомов Стерджеса "Последний день лета" (The Last Day of Summer) и "Лучезарные сущности" (Radiant Identities), однако обе инициативы оказались неудачными. Максимум, чего оппонентам фотографа удалось добиться от Barnes & Noble — перемещения альбомов на малозаметные нижние полки магазинов и продажи работ в специальных упаковках по соглашению компании с властями штата Теннесси. В Алабаме дело развалилось "по техническим причинам".
"Ни при каких обстоятельствах мы не уберем с полок книги, потому что один или несколько граждан выступают против их содержимого. Поступить так значит отказать другим людям в праве покупать книги, которые они выбрали, и отказать авторам и издателям в праве выставляться на наших полках", — заявили в Barnes & Noble, ссылаясь на первую поправку Конституции США.