БЕРЛИН, 22 сен – РИА Новости, Татьяна Фирсова. Аплодисментами, свистом и восторженными возгласами приветствовали зрители театра Volksbühne в Берлине Эдварда Сноудена – в четверг он пообщался с ними по видеосвязи из Москвы.
Еще во время аккредитации корреспондента РИА Новости предупреждали, что желающих послушать Сноудена и задать ему вопрос будет очень много. В то же время в зал пройти удалось не просто без сложностей, но и без билета и какого-либо документа – не попросили показать даже удостоверение журналиста.
Связь заработала не сразу – ведущему пришлось на этот счет даже пошутить.
"Вряд ли в этом виновато Агентство национальной безопасности (АНБ) США", — сказал он неуверенно, потому что на тот момент, видимо, еще не знал, кто виноват и заработает ли трансляция. Зал смеялся, но ждал Сноудена, а ведущий тянул время, пока техники разбирались с компьютерами. К всеобщему удовольствию заминка длилась недолго, поэтому ведущий успел только пошутить и представить беглого сотрудника АНБ, назвав его "диссидентом".
Сам герой вечера появился на телеэкране в чёрном пиджаке и рубашке на чёрном же фоне и, как в детской страшилке, "в чёрной-чёрной комнате" — чёрный зал Volksbühne выглядит более чем аскетично, недаром дословный перевод названия театра — "народная сцена". Он сказал, что хорошо чувствует себя в Москве и дел у него там гораздо больше, чем "можно было бы предположить, учитывая его обстоятельства".
"Возможно, мне весь остаток жизни придется провести в маленькой коробочке", — сказал он, дав понять, что в полной мере осознает, насколько малы на сегодняшний момент для него шансы выбраться за пределы РФ. На родине Сноудену за разоблачения американских государственных секретов грозят суды и самые суровые наказания. Бывший сотрудник АНБ раскрыл множество информации, в том числе о слежке США и Великобритании как за простыми гражданами, так и за высокопоставленными политиками, в частности канцлером Ангелой Меркель. Предположительно агенты АНБ прослушивали телефон канцлера до 2013 года – с июля 2013 года Меркель пользуется модифицированным специально для нее Blackberry со специальным крипто-чипом, который защищает голосовой трафик, СМС-сообщения и электронную почту. Скорее всего, американские разведчики этот телефон взломать не смогли.
"Финансирование этих технологий в США идет в первую очередь за счет налогов, но общественность в этот процесс не вовлечена, все определяет только полиция. Сейчас мы пытаемся это изменить", — сказал он.
Сноуден сказал, что его профессиональные знания за время жизни в Москве атрофировались потому, что он ими в прежнем объеме не пользуется, а также признался, что хотел бы приехать в Берлин. После фразы ведущего "Здесь много людей, которые хотели бы видеть тебя здесь" аудитория снова радостно захлопала.
Сноуден сказал, что теоретическая возможность следить за любым, даже самым незначительным движением любого человека существует.
"У тебя очень мало возможностей защитить себя", — сказал Сноуден отметив, что каждый человек должен иметь право на частную жизнь, которого власти его лишают.
"Приватность это не настройка в Facebook. Это право быть самим собой, это право, которое должно быть у нас всех, возможность иметь безопасное место… Свобода религии не очень много значит, если ты не можешь решать сам за себя, как ты хочешь жить и во что верить… Частная собственность называется частной собственностью, потому что она принадлежит индивидууму… Без приватности ты не индивидуум, а предмет", — продолжил герой вечера.
Первый вопрос, который задали Сноудену из зала, был ожидаем – его спросили, как он проводит время в России, нравится ли ему там и смог ли он попутешествовать.
Кроме этого, Сноуден рассказал, что "поддержал" новый фильм про самого себя режиссера Оливера Стоуна. "Из этого фильма следует, что я, вероятно, самый худший бойфренд в мире, но давайте, пожалуйста, поговорим про что угодно, только не про меня", — сказал он.
Видеомост длился почти два часа. После его окончания некоторые зрители хлопали Сноудену стоя.