Захар Виноградов, РИА Новости
Такой закон, действительно, на Украине принят парламентом, но президент Петр Порошенко наложил на него вето, и поэтому документ пока не вступил в действие. Вопреки заявлениям Порошенко, положения этого закона лишь имитируют выполнение Минских соглашений. Как и в других случаях, Порошенко лукавит, говоря о выполнении Киевом политической части Минских соглашений, вводя в заблуждение своих зарубежных партнеров.
О чем президент недоговаривает
Сам Порошенко, выступая в минувшую пятницу на тринадцатой ежегодной встрече "Ялтинской европейской стратегии" (YES), подтвердил: "Принят закон об амнистии". По его словам, также "в первом чтении приняты соответствующие изменения в Конституцию Украины относительно децентрализации".
Однако это неправда. Оба законодательных акта с юридической точки зрения не приняты. На закон об амнистии сам Порошенко наложил вето, к тому же этот закон не полностью соответствует тому, что записано в Минских соглашениях. С изменениями в Конституции относительно децентрализации еще хуже — тот закон "просрочен" и, как считают эксперты, уже не будет окончательно принят в нынешнем парламенте Украины.
Имитация "амнистии"
Проект "Закона Украины об амнистии в 2016 году" был зарегистрирован в парламенте 17 марта 2016 года под номером 4255. Его инициаторами выступила группа депутатов Верховной рады. 7 июля закон был принят Радой, а 15 июля подписан спикером парламента и отправлен на подпись президенту.
Сам закон посвящен вообще амнистии на Украине, которая распространяется как на участников антитеррористической операции (АТО), так и на осужденных по другим преступлениям, не связанным с действиями в зоне гражданского конфликта. То есть это — всеобщая амнистия.
Перечислению тех, кто подпадает под амнистию, посвящены первые восемь статей закона. И только одна из них касается участников АТО, которые, как сказано в законе, "защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения, получили статус участника боевых действий".
Иными словами, закон об амнистии распространяется только на тех, кто участвовал в боевых действиях со стороны Вооруженных сил Украины.
Но это принципиально отличается от того, что записано в Минских соглашениях, где сказано, что парламент Украины должен "обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины".
В этом смысле принятый парламентом закон лишь имитирует выполнение этой части Минских соглашений. И это — первая неправда Порошенко.
Про президентское вето
Вторая неправда в этой истории в том, что закон, как утверждает президент, "принят".
В соответствии с украинским законодательством, закон считается действующим с того момента, как он будет опубликован. Но до публикации его должен еще подписать глава государства. А Порошенко закон не подписал, 17 августа наложил на него вето и вернул в парламент.
При этом вето президента на "Закон Украины об амнистии в 2016 году" касается прежде всего терминологии. В законе сказано, что амнистии подлежат "осужденные", а по законодательству Украины их надо называть "лица, отбывающие наказание" или "лица, признанные виновными в совершении преступления". Эту неточность Порошенко предлагает парламентариям устранить при новом рассмотрении закона.
Еще одно замечание президента касается того, что в ряде статей закона об амнистии нет "определенности", то есть они могут различно толковаться судами при принятии решений.
Об этом сказано в сопроводительной записке президента, с которой он вернул закон в парламент.
Необходимо отметить, что, возвращая закон об амнистии в Верховную раду, президент не указывает на то, что он противоречит Минским соглашениям.
Просроченный закон о децентрализации Украины
Ко второму чтению в прошлой сессии парламент так и не приступил. Президентская администрация и руководство Верховной рады не отважились вынести его на второе чтение.
Это нарушает процедуру непрерывности законодательного процесса. То есть раз второе чтение не прошло в течение предыдущей сессии Верховной рады, решение парламента оказывается "просроченным". Законопроект надо либо повторно выносить на рассмотрение, либо просто о нем забыть.
"Это у Порошенко способ защищаться от внешних игроков, которые все настойчивее и настойчивее напоминают, что за базар, что называется, надо отвечать: если взял на себя какие-то обязательства, нужно делать. А Порошенко не хочет ничего делать", — прокомментировал РИА Новости Украины политолог Михаил Павлив.