Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Сценариев существует два. Согласно первому, страховые взносы будут взиматься со всего зарплатного фонда по единой ставке в размере 29% с тем, чтобы в 2018 году снизить ее до 28%, а в 2019 — до 26%. Второй сценарий предусматривает повышение основной ставки НДС с 18% до 20%, а льготной ставки — с 10% до 12%. Затем, начиная с 2019 года, министерство предлагает каждый год поднимать льготную ставку еще на 2%, пока она также не достигнет 20%.
Как сообщает газета "Ведомости", за счет этого Минфин рассчитывает в 2017 году выручить для бюджета 600 млрд рублей, в 2018-м — 400 млрд и в 2019-м — еще 200 млрд.
Идея министерства, по словам издания, обсуждалась на минувшей неделе премьер-министром Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым у президента Владимира Путина. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков подтвердил сам факт такой встречи, не раскрыв, однако, ее содержания.
Сегодня работодатели платят с фонда каждой зарплаты каждого своего работника до 30% страховых взносов. В том числе 22% в Пенсионный фонд, если зарплата работника не превышает 796 тыс. рублей в год, а с суммы, превышающей эту планку, — 10%. В Фонд социального страхования уходит 2,9%, но лишь с годового заработка до 670 тыс. рублей, в Фонд медицинского страхования — 5,1% от всего размера зарплаты.
Именно за счет работодателей, нанимающих высокооплачиваемых работников, по задумке Минфина, и будет пополняться государственная казна.
Акт отчаяния или необходимая мера?
"В данный момент в государственном бюджете огромные "дыры". Но при нынешнем составе экономического блока правительства с этим, к сожалению, ничего сделать невозможно, кроме как наращивать налоговую и прочую фискальную нагрузку", — говорит доцент Тимирязевской сельхозакадемии Игорь Абакумов.
"Было вполне ожидаемо, что сразу после выборов правительство приступит к повышению налогов, потому что до выборов такое повышение могло бы повредить позициям партии власти в Думе", — считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
"Это не налоговая реформа — это, скорее, акт отчаяния. Уже в течение длительного времени Минфин судорожно ищет дополнительные источники пополнения бюджета — будь то бизнес, будь то граждане. Потому экономическую логику в предложениях такого рода обнаружить весьма трудно", — говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Экономическая логика есть, и она очевидна, утверждает ведущий эксперт института "Центр развития" НИУ ВШЭ Андрей Чернявский, который убежден, что восстановление бюджетного баланса сегодня — первоочередная необходимая мера для преодоления кризисных явлений в экономике страны.
Цена вопроса
"Повышение НДС ударит прежде всего по самому федеральному бюджету. Мелкий и средний бизнес сразу уйдут в тень, будут показывать какой-то минимум прибыли, а весь оборот пропускать через "черные" и "серые" схемы. По сути, мы вернемся к концу 80-х годов прошлого века. Особенно быстро это может произойти в сельском хозяйстве, где перейти на бартерный обмен или на схемы расчетов наличными не представляет особого труда", — говорит Игорь Абакумов.
"Рост налогового бремени может привести к ряду неприятных следствий: во-первых, к социальной дестабилизации, к росту протестных настроений. Во-вторых, к росту цен. В-третьих, к уходу экономики в тень", — предупреждает Максим Осадчий.
"Активность бизнеса сейчас и без того заметно снижена, а в результате подобных мер будет снижаться еще больше. Для перспектив экономики это очень плохо, потому что, когда бизнес впадает в апатию и депрессию, поступление в бюджет налогов от прибыли падает — то есть экономика не растет. И тогда останется или ждать, когда нефть снова подорожает, или дальше затягивать налоговые гайки", — считает Алексей Портанский.
Цена мер, запланированных Минфином, будет достаточно высокой, соглашается и Андрей Чернявский.
"Увеличение НДС будет обозначать инфляцию и рост цен и в конце концов станет фактором сокращения потребления. В макроэкономическом плане ужесточение налогового бремени никогда не способствует преодолению рецессии и стагнации и в конечном итоге выходу из кризиса", — говорит он.
При этом все эксперты обращают внимание на то, что предлагаемая Минфином реформа страховых взносов в результате может привести к сокращению числа высокооплачиваемых рабочих мест и первым делом ударить по компаниям, работающим в сфере высоких технологий, где заняты наиболее квалифицированные специалисты. Что прямо противоречит реализации известных майских указов президента.
"Да, избранный Минфином путь — повышения налогового бремени — трудно назвать антикризисными мерами. Однако в принципе говорить о преодолении рецессии, стагнации и прочих кризисных явлений вообще можно будет только тогда, когда удастся сбалансировать бюджет — вот почему шаги, предпринимаемые Минфином, можно расценивать как реально необходимые", — считает эксперт.