МОСКВА, 20 сен – РИА Новости. В первый день работы Генеральной Ассамблеи ООН государства-члены Организации согласовали декларацию о беженцах и мигрантах. Принятая делегатами Нью-Йоркская декларация не является юридически обязывающим документом; таким путем подписанты обозначают свои намерения и готовят повестку для будущих переговоров по выработке двух глобальных договоров – по регулированию миграции и справедливому разделению ответственности по приему беженцев.
Под натиском правых
Нынешняя система распределения иммиграционных потоков с трудом выдерживает критику со стороны крайне правых сил, повсеместно набирающих популярность. Особенно это заметно на примере Германии, где на политической арене окончательно утвердилась "правая альтернатива" – правопопулистская партия "Альтернатива для Германии" (АдГ, AfD).
"Эти партии поддерживают люди, которые видят, что социальная жизнь меняется, которые чувствуют, что их страна оккупирована иностранцами, боящимися потерять свой социальный статус. Правы они или нет – второй вопрос. Но их позиция ведет к конфликту с теми, кто с ними не согласен", — считает эксперт дискуссионного клуба "Валдай", руководитель кафедры международных отношений Ближневосточного технического университета Турции Хюсейн Багджи.
Трудности диалога
"В странах Восточной Европы, в особенности в странах Вышеградской четверки (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), власти выступают против каких-либо квот на прием беженцев, пытаясь избежать укрепления позиций популистов", — подчеркивает руководитель программ Германского общества внешней политики (DGAP) Штефан Майстер.
Турецкий связной
Нью-Йоркская декларация признает право государств на управление границами и контроль за ними. "Мы будем вводить процедуры пограничного контроля с соблюдением соответствующих обязательств по международному праву, включая международное право прав человека и международное беженское право", — говорится в тексте документа.
Анкара недвусмысленно заявила, что не намерена соблюдать подписанное соглашение, если ЕС не предоставит Турции безвизовый режим до конца октября нынешнего года, отмечает другой эксперт клуба "Валдай", профессор международных отношений Университета Инсбрука Герхард Манготт.
"Маловероятно, что ЕС исполнит это требование, поскольку ЕС настаивает на выполнении всех 72 требований, которые были выдвинуты в адрес Турции. В частности, речь идет о внесении изменений в антитеррористическое законодательство страны, что неприемлемо для властей Турции", — предполагает Манготт.
"Турция придерживается мартовского соглашения, по крайней мере пока, а страны-члены ЕС понимают, что от позиции Анкары зависит очень многое. <…> Многое зависит от ситуации в Сирии и способности остановить войну, а также сократить количество беженцев. Думаю, на настоящий момент соглашение будет выполняться, поскольку в этом заинтересованы обе стороны", — полагает эксперт клуба "Валдай".