Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
19 сентября в Алеппо боевики запрещенных в России группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" значительными силами контратаковали, но были остановлены правительственной армией Сирийской Арабской Республики (САР), при поддержке ВКС РФ.
20 сентября сирийская сторона заявила о прекращении перемирия. И генеральный координатор Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции (ВКП) Риад Хиджаб подтвердил: "Перемирия не существует".
Де-юре лишь Вашингтон и Москва, разработавшие план прекращения боевых действий в Сирии, могут объявлять о завершении перемирия. Однако факты — упрямая вещь. Боевые действия не прекращаются. Оппозиция САР продолжает мечтать о будущем без Асада, при поддержке США и ряда других стран.
Что ожидает Сирию после авиаудара близ Дейр-эз-Зора в ходе объявленного США и Россией перемирия?
Надежды юношей питают
Параллельно Саудовская Аравия голословно обвинила правительственные силы Сирии в нанесении удара по гуманитарному конвою ООН, который двигался в Алеппо то ли для помощи населению, то ли для поддержки боевиков (как это бывало ранее).
При этом интенсивность и содержание боевых действий в Сирии зависят от множества факторов. Так, вступление в войну Турции значительно изменило баланс сил в треугольнике Алеппо — Ракка — Мосул (считается, что контроль над этим треугольником позволяет реализовать глобальные проекты). Назревает новый передел сфер влияния, и дипломатическое решение становится все более невероятным.
Наталкивает на размышления недавний рабочий визит в Анкару начальника Генерального штаба ВС России Валерия Герасимова, которого за рубежом считают ведущим теоретиком гибридной войны.
Надежды на благоразумие американской стороны незначительны, в среднесрочной перспективе ухудшение отношений России с США неизбежно. Турция не заинтересована в бесконечной войне у своих границ и может оказаться более реалистичной и полезной. Турция и Россия реально заинтересованы в совместной борьбе против общей угрозы.
Взгляд со стороны
"Голос Америки" сообщает, что удар в провинции Дейр аз-Зур, возможно, пришелся по батальону, состоявшему из заключенных.
Американская газета New York Times пишет: "Соединенные Штаты в субботу признали, что их боевые самолеты провели авиаудар в Сирии, в результате которого погибли военнослужащие сирийских правительственных войск". Впрочем, источник не объясняет, кто придумал поддерживать хрупкое перемирие хаотичными авиаударами.
Израильское издание Haaretz полагает, что бомбардировка солдат Асада — подарок для России, хотя этот "подарок" подрывает женевские договоренности, достигнутые с огромным трудом и напряжением российской стороны.
Турецкая Milli Gazete пишет:"Под удар попали разведывательный пункт и трое российских офицеров, погибли важные сотрудники российской разведки. Говорят, что на этом пункте русские допрашивали пойманных членов ИГ (запрещена в России — Ред.) и раскрыли их связи с США, поэтому пункт и подвергся бомбежке. Российские агентства приводят утверждения о том, что в атаке, в результате которой погибли по меньшей мере 80 военнослужащих режима Асада, принимали участие и израильские самолеты".
Представитель Госдепартамента Джон Кирби заявил: "Учитывая вопиющее нарушение режима прекращения огня, мы переоценим перспективы сотрудничества с Россией". Американцы опять пытаются переложить ответственность с больной головы на здоровую. И все-таки сложно обозначать военно-политическое лидерство в регионе, где США явно не соответствуют этой роли.