МОСКВА, 15 сент — РИА Новости, Наталья Дембинская. Малый и средний бизнес – основной двигатель роста любой экономики. Многие предприниматели не решаются участвовать в конкурсах и аукционах крупных госкомпаний. Но эксперты уверяют: опасения излишни, сейчас все возможности для этого есть, и они постоянно расширяются. По закону госкомпании должны заключать с представителями малого и среднего бизнеса по прямым договорам не менее 10% годового стоимостного объема закупок. А с 2018 года эта цифра вырастет до 15%. В правительстве уверены: это максимально приблизит малый и средний бизнес к участию в закупках со стороны госкомпаний.
Активные покупатели
Уже сейчас участие субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) в госзакупках достаточно велико.
"Большие компании выполняют текущие показатели. Традиционно в лидерах по госзакупкам у малых и средних предприятий – "Россети" и РЖД", — говорит директор системы электронных торгов "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин.
По его словам, многие госзаказчики регулярно и с удовольствием превышают предписанные законом объемы закупок у МСП.
"Те же "Россети" сейчас делают 20% объемов закупок, активно покупает у малого бизнеса и "Роснефть". Сейчас правительство делает шаг в сторону еще большего увеличения", — отмечает он.
Впрочем, по словам эксперта, речь идет в том числе и о закупках с участием субподрядчика. А вот с прямыми закупками ситуация чуть хуже – по объемам они недобирают. Многие субъекты МСП не очень активно участвуют в закупках по ряду причин.
Не все поделено
Первая и основная – это опасения. Малые предприниматели часто не верят в то, что могут поучаствовать в закупках крупной корпорации.
"Они считают, что там все поделено, свои подрядчики, и нет смысла соваться, все равно ничего не получится", — отмечает представитель "ТЭК-Торг".
Сами малые предприниматели указывают: эти опасения во многом надуманны.
"Государству реально нужны продукты – современные, технологичные, интересные. Очевидный факт, что государство своими руками эти продукты сделать не может, поэтому рождается спрос на услуги компаний, которые владеют экспертизой и технологиями", — говорит Адриан Крупчанский, управляющий партнер компании Notamedia.
За последние четыре года это малое предприятие заключило с Департаментом информационных технологий Москвы более 10 контрактов почти на 320 млн рублей. Новый контракт, рассчитанный на три года стоимостью 28,5 млн рублей компания получила в апреле 2016-го.
Правдивые цены
По словам Крупчанского, цены на контракты госкомпаний сейчас "близкие к правде".
"Если стоимость работ – 30 млн рублей, то и конкурс объявляют на 30, а не на 50 млн. Если объявят на 50 млн, а кто-то выиграет за 30 млн, то оставшиеся 20 млн не останутся в бюджете заказчика. Это не его экономия. Для бизнесменов это означает одно: кто-то уже прикинул, сколько эта работа стоит на самом деле, поэтому, если вам кажется, что там работ всего на 20 млн, на всякий случай подумайте и перепроверьте еще раз", — объясняет Крупчанский.
Предпринимателям он рекомендует регулярно смотреть все проходящие конкурсы, внимательно вчитываться в ТЗ, а когда конкурсная документация выложена на сайте госзакупок, не стесняться задавать вопросы.
"Ничего в этом постыдного нет, более того – показывает вашу серьезность и квалификацию", — подчеркивает бизнесмен.
Коробки документов
В "ТЭК-Торг" указывают: многих также пугают сложности с подготовкой конкурсной документации. Малым и средним предприятиям, в силу нехватки профессиональных знаний, часто сложно конкурировать в этом плане с большими компаниями, у которых есть специальный штат для подготовки документации.
В Notamedia соглашаются с тем, что на конкурс передаются коробки документов и на неправильном оформлении заявок многие "срубаются".
По словам Крупчанского, риск ошибки помогут свести к минимуму банальная точность и аккуратность. "Важно проверить по списку каждую бумажку. Обидно сделать такую работу и оступиться на том, что не подшита какая-то выписка", — отмечает он.
Оборотные средства
Насущная проблема — и в финансировании закупок, ведь малым предприятиям, по сути, нужно найти оборотный капитал. Большие компании очень редко выдают авансы – в основном это постоплата. И малому предприятию нужны деньги, чтобы выполнить работу.
"Оплата в лучшем случае поэтапная, и до окончания первого этапа еще дожить надо – закончится он еще через три месяца. А проект надо начинать делать уже сейчас", — подтверждает Крупчанский.
Стимулирующие программы
Чтобы помочь малым предпринимателям с финансированием проекта, запускаются различные стимулирующие программы. Их, в частности, предлагает МСП Банк – проект "Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства" (Корпорация МСП).
Это и банковские гарантии, и кредитование под достаточно низкие проценты субъектам малого и среднего предпринимательства. Таким образом, возможность для МСП найти оборотные средства сейчас появляется.
Чтобы финансовые продукты МСП Банка были востребованы, с предпринимателями в регионах профильные ассоциации и площадки готовы провести разъяснительную работу. "Вместе с Корпорацией МСП поедем в турне по регионам – малые и средние предприятия варятся там в своем маленьком бизнесе, и почему-то информация до них не доходит, — отмечает Сытин из "ТЭК-Торг". – В стране для них многое делается, но им об этом ничего не известно".
У государства есть деньги
Крупчанский из Notamedia предупреждает: выиграть контракт – не значит его закрыть. В госконтрактах работу принимают по букве закона. И иногда приходится делать больше, чем то, на что изначально подписался.
"Конечно, работа с государственным заказчиком гораздо сложнее, чем с коммерческим, но пробовать стоит, — уверяет предприниматель. — В первую очередь из-за бюджета. Коммерческие заказчики сейчас очень много экономят и отзывают огромное количество бюджетов, а у государства деньги есть, хотя и оно, конечно, не разбрасывается деньгами".
И деньги есть, и технологичные вещи государству нужны. Это значит, что хорошие идеи и талантливых людей и с большой вероятностью заметят, и они найдут с госкомпаниями общий язык.