МОСКВА, 7 сен – РИА Новости. 1 сентября началась работа Российского движения школьников. Мы посетили штаб и одно из мероприятий организации и узнали, какие цели ставят перед собой в движении и какую активность предлагают детям.
"Добрые уроки"
Утро в московской школе №2098 им. Л.М. Доватора начинается не буднично: учеников 8 класса собирают в актовом зале. Дети в форме играются значками, которые недавно получили: если нажимать на них, возникает глухой звук. Кто-то в шутку предлагает "устроить флешмоб" с помощью незатейливого атрибута принадлежности к лицею. Периодически к активистам подходят учителя, и на некоторое время "подпольные" настроения стихают. Начинается акция "Добрые уроки", которую проводят Российское движение школьников и Ассоциация волонтерских центров.
"Кто-нибудь смотрел Игры Сочи-2014?", – налаживает контакт с аудиторией руководитель проектов Ассоциации волонтерских центров Артем Дудин. – "Там были такие люди, на букву "в" "… – "Волонтеры!", – подсказывают дети. – "Совершенно верно. Сегодня мы с вами поговорим о доброте".
Приглашенные волонтеры включают видеоролик. "Основная ценность российского народа – помощь ближнему", – сообщает мужской закадровый голос. – "Добровольцы были всегда: они помогают старикам и детям, принимают участие в организации масштабных мероприятий в стране". На экране появляется президент страны, который отмечает на одном из форумов, что "волонтеры украсили Игры и показали, что такое Россия с точки зрения людей". Кадры сменяются приглашением стать частью "национальной волонтерской команды".
Артем Дудин интересуется, занимался ли кто-то из присутствующих в зале волонтерством ранее. Поднимается несколько рук. Микрофон берет ученица Дарина, президент школьного парламента, и сообщает, что ребятам интересна благотворительность: "С этого года мы помогаем орловскому детскому дому. Также мы сотрудничаем с ветеранами: помогаем им, ходим в гости, убираемся и готовим. Мне кажется, каждый должен помогать другому, потому что мы все живем в одной стране".
"Галерка" настроена не так активно, как первые ряды, но тем не менее восьмиклассники постепенно заполняют анкеты с вопросами о том, хотели бы они принять участие в добровольческих движениях. Некоторые честно пишут, что им не хватит внеурочного времени. Звучит звонок на перемену, коридор заполняется голосами и топотом. Раздается вопль, дети на "камчатке" смеются. "Добрый урок" продолжается.
Теория малых дел
"Зачем быть волонтером? Какие качества мы этим развиваем? " – спрашивает у школьников Артем Дудин.
"Человек узнает разные истории, получает опыт", "Мы живем в России, мы должны помогать своей стране", "Доброту", "Трудолюбие", – отвечают восьмиклассники. "Любовь к людям", – дважды повторяет мальчик "на галерке", пока не убеждается, что его ответ услышали.
Артем Дудин записывает все ответы на доске. И резюмирует:
"Волонтерство – это опыт, который поможет в будущем построить карьеру, завести полезные знакомства, это некий социальный лифт. А еще это инструмент воспитательной работы. Чтобы поверить в добро, надо начать его делать".
В подтверждение этих слов детей собирают во дворе школы на уборку местного парка. Пока они делают "селфи" и обсуждают политические предпочтения гостей, им раздают грабли, метлы и инструктируют: "В парке чисто, поэтому ваша задача не намусорить". Смысл уборки, скорее, символический: показать готовность не только обсуждать пользу малых дел, но и закрепить теорию на практике.
Две восьмиклассницы настроены серьезно: "Я написала в анкете, что буду принимать участие в движении. Надо помогать людям. Хочется делать добро", – говорит одна из них. Вторая добавляет: "Это интересно. Новые знакомства, жизненный опыт. Лично мне хотелось бы ездить в больницу к людям". Их одноклассник выглядит менее вдохновленным – едва пряча насмешливую улыбку, он сообщает: "Мы всегда готовы помогать всем и всему, даже природе. Вы слышали о глобальном потеплении?".
"Мы не пионеры"
"У нас нет опасений, что движение станет формальностью. Многие считают, что все должно появиться в один день, и все резко займутся добровольчеством. Это должна быть поэтапная система. Где-то нужно дать детям просто подержать тряпку. Когда они уже знают, что это такое, и их будет легче вовлечь в волонтерскую деятельность", — отмечает директор Российского детско-юношеского центра Алиса Крюкова.
Центр является штабом Российского движения школьников и курирует работу местных детских движений, пилотных школ и экспертов в 85 регионах. После указа президента о создании движения от 29 октября 2015 года кандидаты и доктора педагогических наук МГУ и МПГУ провели исследования, по итогам которых выделили четыре направления деятельности новой организации.
"Гражданская активность" подразумевает занятия добровольчеством, участие в поисковых движениях, сохранение исторической памяти, создание школьных музеев. В "Личностное развитие" входят творчество, наука, профориентация, пропаганда здорового образа жизни. В "Информационно-медийное направление" – проведение мастер-классов с экспертами, создание интернет-радиостанции "Классное радио". "Военно-патриотическое направление" включает в себя деятельность в Школе безопасности МЧС, Юнармии, помощь полиции и инспекторам дорожного движения, участие в клубе "Вымпел".
Приоритетным для развития движения является мнение самих детей, рассказала Алиса Крюкова:
"У нас очень активные, креативные дети. В ноябре будет тематическая смена в лагере "Орленок", где они разработают свою концепцию проведения наших мероприятий, "дней единых действий" – например, День героев отечества. Мы считаем, что детям никто интереснее их самих не расскажет. Региональные координаторы и члены экспертного сообщества уже доработают эти идеи".
Пока у организации только одна символика — эмблема движения. Ее придумали и создали сами дети: круги цвета российского триколора с книгой посередине. Другие атрибуты принадлежности к движению также должны инициировать школьники, уверена Алиса Крюкова. Вступить в организацию дети могут через школьные советы: в каждом пилотном учебном учреждении есть вожатые, которые расскажут о мероприятиях движения и помогут определиться с выбором. Вступление в Российское движение школьников добровольно, подчеркивает Алиса Крюкова:
"Этот запрос сформирован обществом. Мы не пионеры и абсолютно вне политики. На днях мы провели мастер-класс в МПГУ для педагогов, где объяснили, что ни в коем случае нельзя заставлять детей заниматься тем, чем они не хотят. Именно поэтому мы не требуем никакой отчетности, а обращаем внимание на то, как можно привлечь ребят".
Заниматься предложенными видами деятельности смогут все дети, независимо от того, на очном или домашнем обучении они находятся. Сделать это позволяют технологии. Недавно сопредседатель движения Яна Чурикова провела мастер-класс онлайн для учащихся дальневосточных школ. А в мае лучшие художественные работы детей отправятся в космос в виде эмблемы экипажа вместе с председателем "Российского движения школьников", летчиком-космонавтом Сергеем Рязанским.