МОСКВА, 25 авг — РИА Новости. Реализовать соглашение о мире, достигнутое между властями Колумбии и повстанцами из Революционных вооруженных сил (РВСК) будет довольно сложно, во многом потому, что интеграция бывших партизан в общество займет много времени, и для этого потребуется изменить мышление людей, сказал РИА Новости заместитель директора по научной работе Института Латинской Америки РАН Владимир Сударев.
Соглашения о мире в Колумбии, переговоры о которых продолжались почти четыре года и не раз оказывались на грани срыва, были достигнуты в конце июня в Гаване. Они предполагают разоружение повстанцев и их временную концентрацию в 23 зонах страны, где будут созданы восемь специальных лагерей для постепенной реинтеграции экс-бойцов РВСК в мирную жизнь. На разоружение им отводится 180 дней, а сданное оружие будет находиться на учете ООН.
Изменить мушление
"Обе стороны почти в восторге от текста соглашения. И представители партизан, и представители правительства считают, что они выиграли самый главный бой. И бой этот был очень сложный, потому что почти четыре года шли переговоры, и самое сложное было определить как интегрировать в гражданскую жизнь партизан, которые около пятидесяти лет верили только в силу оружия (это несколько поколений людей)", — сказал Сударев.
В обращении к нации, президент Колумбии Мануэль Сантос обратил внимание, что РВСК прекратят существование и превратятся в политическое движение без оружие. Тем не менее, Сударев полагает, что не все представители РВСК будут согласны не только сложить оружие, но и отказаться от прежней жизни, в связи с чем в рядах экс-повстанцев может произойти раскол.
Сударев сравнил достигнутое соглашение о мире в Колумбии с событиями в соседней стране — Сальвадоре, когда в 1980-х годах страна стояла на пороге гражданской войны из-за вооруженного конфликта Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти с правящим режимом. По словам Сударева, в итоге противостояния, которое продлилось около десяти лет в Сальвадоре, сторонам удалось не только достичь соглашения, но бывшим представителям партизанских движений занять значительное количество кресел в парламенте.
"Этот вариант для Колумбии будет слишком сложным, потому что в Колумбии много противников, во главе с бывшим президентом Альваро Урибе, которые считают это соглашение позором. Поэтому я не уверен, что в референдуме преимущество окажется на стороне тех, кто выступает за примирение", — сказал эксперт.
Он обратил внимание, что, возможно, референдум станет только первым шагом в процессе нормализации ситуации, однако самое сложное останется впереди.
"Самое главное заключается в том, как убедить простого колумбийца, что его сосед рядом, который воевал в течение 50 лет, причем занимался не только похищением людей, это ведь был целый бизнес; и наркотрафик, который они контролировали. Бюджет этой организации, по некоторым оценкам, составлял около 500 миллионов долларов в год. Они владели огромными суммами, контролировали существенную часть территории и обложили налогом землевладельцев, и сами занимались наркотрафиком и (теперь) отказаться от этих легких и существенных денег?", — сказал Сударев.
По его словам, многим из уже бывших ныне повстанцев будет трудно начать "гражданскую жизнь". "Руководство РВСК попробует образоваться в политическое движение, возможно, вступит в президентскую кампанию уже в следующем году, но процесс будет сложным, потому что прошло 50 лет. Психологически, политически и экономически это будет сложно. Просто прекратить воевать и сложить оружие это только первый шаг, и возможно, не самый сложный, но и ему потребовалось четыре года", — обратил внимание Сударев.
"Я не исключаю раскола РВСК, возможно, что какая-то часть отколется и продолжит свою преступную деятельность", — сказал он.
Трибунал — дело тонкое
Как говорится в другом пункте соглашения, предполагается также создать специальную систему правосудия. Ее центральной частью станет трибунал, в состав которого войдут независимые судьи. Президент страны заявил, что эта система "будет распространена в раздельном порядке на членов наших вооруженных сил и гражданских лиц, совершивших преступления, относящиеся к конфликту". По мнению Сударева, оба эти пункта соглашения реализовать будет непросто.
Он отметил, что если бывшие повстанцы действительно получат землю, на которой будут вести сельское хозяйство, то "они невольно будут интегрироваться в национальную экономику, рынок". "В этом плане изоляция им не грозит, но насколько они готовы и работоспособны, насколько это реально — тут могут возникнуть сложности", — сказал Сударев.
Говоря о создаваемой судебной системе, эксперт отметил, что с точки зрения справедливости наказывать нужно всех: "не только руководство, но каждого, кто когда-либо держал оружие и застрелил крестьянина".
"Это может быть процесс почище Нюрнбергского. И самое главное — найти баланс, не навредить. Если это будет жесткий трибунал и их будут сгонять кучами на скамью подсудимых, то боюсь, возможен рецидив, то есть они опять вернуться к своей деятельности. Это очень тонкий процесс, потому что требуется и прощение", — сказал он.
По его словам, если действительно к суду будут привлекать как и представителей РВСК, так и вооруженных сил Колумбии, то "огромное количество людей окажется под следствием и с той, и с другой стороны". "Будет очень сложно найти равнодействующую силу, несмотря на то, что политический процесс в Колумбии поддерживают буквально все. И США, и Куба, и целый ряд соседних государств, которые страдали от "набегов" наркопартизан", — сказал он.
"С одной стороны, все соседние государства политически будут поддерживать политический процесс в Колумбии, но насколько эффективной будет эта политическая поддержка? Я сомневаюсь, что сразу будет достигнут желаемый успех", — сказал Сударев.
По его словам, ООН тоже вряд ли сможет сыграть решающую роль в нахождении баланса по всем проблемным вопросам. "Конечно, генсек ООН (Пан Ги Мун) поддержал соглашение. Возможно, он вышлет своих представителей на трибунал. С одной стороны, это международная поддержка, с другой — сейчас в этом мире мало кто с ней считается", — заключил эксперт.
РВСК были созданы в 1964 году как военное крыло местной коммунистической партии для борьбы за построение "Новой Колумбии" — общества социальной справедливости и равенства. Организация была признана США и странами Европы террористической и подозревается в связях с наркомафией. В рядах группировки состоят до 20 тысяч бойцов.