Анна Кочарова, МИА "Россия сегодня"
Одна моя знакомая искусствовед и руководитель небольшого негосударственного музея однажды буквально вздрогнула, увидев у моих детей два пенала в форме египетских саркофагов. В свое время я купила эти металлические коробочки в Британском музее в Лондоне, и дети с удовольствием носят в них карандаши.
Мой дом наполнен музейными сувенирами: подушки с картинами Малевича из Русского музея, украшения из Эрмитажа и Вашингтонского музея, новый и любимый салатник из художественного музея Ярославля, сделанный по мотивам картины русского авангарда "Дом в разрезе"… Все эти вещи напоминают мне о поездках, новых знакомствах, музейных экспонатах, особо запавших в душу.
Некоторые эстеты видят в таком бытовом тиражировании произведений искусства признак дурного тона. Но ведь многие выдающиеся художники работали в прикладных жанрах, создавая настоящие шедевры. И возможно, нам сегодня хочется привнести часть этой музейной красоты в нашу повседневную жизнь.
Лет 15 назад сумки и прочие приятные мелочи с репродукциями картин из крупнейших музеев были прерогативой тех, кто открывал для себя мировое искусство в путешествиях. Сегодня такие сувениры стали неотъемлемой частью жизни и функционирования российских музеев.
Руководители музеев не скрывают: в последние годы, как и их коллеги во всем мире, они зачастую своими собственными силами решают вопросы финансирования многих проектов. Музеи должны зарабатывать, и это заставляет сотрудников придумывать и использовать новые формы работы с посетителями. Доход приносят лекции, концерты, детские занятия и, конечно же, сувениры.
Например, сувенирный магазин в Музее Москвы разрабатывал известный британский архитектор Каллум Люмсден. Здесь четко все продумано – от разнообразных книг по истории Москвы до акварелей с пейзажами столицы, футболок с портретами Орловой и дизайнерских мелочей с московскими трамваями. Как ни странно, публика заходит сюда просто как в магазин, независимо от похода на выставку.
"Люди любят больше всего покупать блокноты и магниты, – рассказывает администратор магазина Влада Пащина. – Хорошо покупают сумки с символами Москвы, например с храмом Василия Блаженного. Или же вещи, разработанные молодыми московскими дизайнерами. Например, у нас есть линейка художника-граффитиста Валерия Чтака".
"Помимо прибыли, сувениры позволяют сохранить контакт с посетителем между визитами в музей, – говорит Евгения Киселева, руководитель департамента маркетинга и связей с общественностью ГМИИ им. А. С. Пушкина. Это инструмент повышения лояльности зрителя, продолжения позитивного общения за пределами выставочного пространства".
Под свои последние временные выставки – Льва Бакста и африканского искусства – ГМИИ им.Пушкина выпустил специальные сувенирные серии. Так же как и Третьяковская галерея вывела своего Айвазовского за рамки экспозиционного пространства.
"Я с удовольствием сама ношу шелковые шарфы и платки из музея Метрополитен, – рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Понятно, что я не надену на себя платок с изображением Сикстинской Мадонны, если такой вдруг изготовят. Это уже чересчур. А вот мой кейс для телефона с Натальей Гончаровой – это из нашего магазина. Каждый раз эта грань определяется индивидуально. Но у нас точно ничего нет "чересчур". Матрешек с лицами Малевича и Кандинского мы точно не продаем".