МОСКВА, 17 авг — РИА Новости. Суд над россиянином Романом Селезневым, обвиняемым в кибермошенничестве, начался на этой неделе в США.
Как ожидается, процесс будет затяжным и продлится как минимум несколько недель.
Селезнев был задержан агентами Секретной службы на Мальдивских островах 5 июля 2014 года и доставлен на американский атолл Гуам, а оттуда в Сиэтл, где ему предъявлены обвинения по 40 пунктам, связанным с кибермошенничеством. Обвинение считает, что Селезнев украл и продал миллионы номеров кредитных карт, нанеся ущерб на 170 миллионов долларов. Российский МИД назвал арест Селезнева похищением, совершенным с нарушением международного права.
Защита ждет
Защита Селезнева выбрала выжидательную тактику. По словам адвоката Джона Брауна, не будет даже вступительного слова защитников россиянина.
"Я обсуждал это с Романом. Мы не будем выступать со вступительным словом, пока правительство (обвинение — ред.) не изложит свою версию", — сказал юрист.
По его словам, "поскольку у нас есть сомнения, что правительство сможет доказать обвинения, мы не будем делать предварительных заявлений, пока жюри присяжных не предпримет каких-либо действий".
Адвокат подчеркнул, что в некоторых делах отказ от вступительного слова — хорошая тактика, поскольку позволяет защите окончательно сформулировать свою позицию уже после перекрестного допроса свидетелей обвинения.
"Доводы защиты на данном процессе будут заключаться почти исключительно в перекрестном допросе свидетелей обвинения по техническим вопросам", — сказал Браун. "Это будет долгий процесс", — добавил он.
Обвинение попросило две недели на допрос своих свидетелей, включая агентов Секретной службы и полиции, технических экспертов и представителей компаний, которые, по заявлению прокуроров, пострадали от деятельности Селезнева.
Обвинение обещает доказательства
Обвинение, со своей стороны утверждает, что сумело связать личность Селезнева с тремя хакерскими псевдонимами, которые имеют отношение к краже и торговле крадеными номерами кредитных карт.
"Расследование обнаружило более чему убедительные доказательства, что Роман Селезнев и есть nCuX, Bulba и Track2", — говорится в материалах, представленных суду.
Следователи также заявляют, что им удалось собрать достаточно улик для признания его виновным по 40 преступным эпизодам кибермошенничества.
"На протяжении семи лет обвиняемый был одним из крупнейших в мире специалистов по незаконной продаже украденных номеров кредитных карт. Он украл миллионы номеров кредитных карт и продавал их", — сообщил помощник окружного прокурора США Сет Уилкинсон.
По его словам, Секретной службе США удалось найти "электронные отпечатки пальцев", связавших Селезнева с несколькими электронными псевдонимами, каждый из которых был в центре масштабной торговли номерами кредитных карт.
На компьютере Селезнева после задержания были обнаружены номера 1,7 миллиона кредитных карт, а также переписка, касающаяся их продажи, данные счетов, на которых укрывалась прибыль, пароли к аккаунтам известных хакеров, сказал Уилкинсон. Кроме того, он сообщил, что Селезнев незадолго до ареста пытался выяснить, не преследуют ли его в США.
Похищение под запретом
Разногласия вызывают и обстоятельства задержания Селезнева. МИД РФ и защита россиянина считают его арест и последующий вывоз в США похищением и нарушением международного права.
Адвокат Браун заявил РИА Новости, что у него нет сомнений, что Селезнев был именно похищен. "Этот случай меня беспокоит как американского гражданина и адвоката, поскольку Роман был фактически похищен вопреки нашим принципам, вопреки международному праву. Меня по-настоящему оскорбляет, что Соединенные Штаты занимаются подобными вещами", — сказал адвокат. "Они его похитили. Договора об экстрадиции с Мальдивами не существует", — добавил юрист.
Однако американские власти утверждают, что Селезнев был задержан с согласия мальдивских властей, а потому все было законно. Обвинение даже требует от защиты Селезнева не употреблять слово "похищение" в присутствии суда присяжных.
"Обвиняемый неоднократно оспаривал обстоятельства своего ареста, заявляя, что он был "похищен" в нарушение международного права. Это заявление было отвергнуто сначала окружным судом на Гуаме, куда обвиняемый был доставлен сразу после своего ареста, а затем данным судом (окружным федеральным судом в Сиэтле — ред.). Несмотря на эти постановления суда, защитник продолжал открыто заявлять в суде, что его клиент был похищен. Правительство (прокуроры — ред.) отдельно подало ходатайство, чтобы запретить защитнику делать подобные неподобающие заявления в присутствии суда присяжных", — говорится в материалах, которые обвинение представило суду.
Без ордера и разрешения на экстрадицию
О некоторых подробностях операции по задержанию россиянина рассказал представитель Секретной службы США Дэвид Иаковетти, руководивший захватом Селезнева на Мальдивских островах.
Иаковетти, который сейчас занимает должность зампомощника директора Секретной службы США, признал, что у Мальдивских островов нет договора об экстрадиции с США. "Мальдивцы собирались его выслать, а мы в тот момент собирались его арестовать", — пояснил Иаковетти. На вопросы адвоката Брауна, состоялась ли экстрадиция, Иаковетти ответил отрицательно.
Представитель Секретной службы подробно описал, как с помощью мальдивских властей Селезнева, вылетавшего с женой и маленькой дочерью с Мальдивских островов, задержали на паспортном контроле в аэропорту и посадили на частный самолет, зафрахтованный американской спецслужбой. Селезнев был спокоен, заявил Иаковетти, и лишь спросил, есть ли у Мальдивских островов договор об экстрадиции с США, но не получил ответа. Вопреки возражениям защиты, к делу в качестве вещественного доказательства были приобщены внутренний и заграничный паспорта Селезнева. Также к делу приобщены кредитные карты и имевшиеся у Селезнева более 7,2 тысячи долларов США и 128 тысяч рублей, которые представитель Секретной службы назвал "русскими долларами".
На вопрос адвоката, был ли у него ордер на обыск вещей Селезнева, включая ноутбук и телефон, Иаковетти ответил: "Нет, сэр". По его словам, он не считает, что ордер был необходим. На вопрос прокурора, почему у него не было ордера на обыск, Иаковетти ответил: "Мальдивские власти передали нам оборудование и материальные улики".
Иаковетти описал, как случайно включил компьютер Селезнева в полете на Гуам — по его мнению, речь идет о выходе компьютера из спящего режима. Иаковетти также признал, что в компьютере была сим-карта, позволявшая устройству "общаться" с внешним миром. Оба этих довода защита намерена использовать для доказательства того, что данные на компьютере могли быть скомпрометированы.
Просьба о медицинской помощи
Тем временем защита россиянина заявляет, что он нуждается в медицинской помощи, которую ему не оказывают.
"Там, где он находится, он не получает никакого лечения. Когда дело будет завершено, и если он будет осужден и отправится в тюрьму, я думаю, с ним будут лучше обращаться. Но он нуждается в лечении травм головы", — сказал Браун.
МИД РФ, в свою очередь, заявил, что будет добиваться оказания медицинской помощи Селезневу.
"У меня нет новой информации по этому вопросу, но мы постоянно ставим эти вопросы перед США и о медицинской помощи тоже, о необходимости предоставления ему (Селезневу) адекватного медицинского содействия", — сказал РИА Новости уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.