Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Об арт-терапии
Что же сделала прокуратура в порядке проверки?
Привлекла экспертов, то есть людей, понимающих, что такое искусство, что такое музыкальное произведение и культура. Филолога и концертмейстера по специальности "народное художественное творчество", арт-терапевта, психолога и педагога, а также философа, и все — из ведущих петербургских вузов.
Я так и представляю себе тихое хихиканье этих людей совместно с прокурорами, когда они писали свое заключение: клип Сергея Шнурова является произведением искусства сатирического стиля, выражающим личное мнение и творческое видение автора и не направленным на побуждение неопределенного круга лиц на совершение каких-либо противоправных деяний.
Причем здесь Трамп? Напомним, что бешеная популярность этого странного персонажа кроется в его бесстрашной нормальности. Он говорит вслух то, что в США по всяким соображениям делать до него было нельзя, по крайней мере кандидату в президенты. Шнуров матерится со сцены, Трамп говорит, что в голову приходит, и этим они разбивают ощущение безвыходности и безнадежности жизни. Этих людей слушают и улыбаются.
Ну, ведь ясно же, что человек шутит, и очень ядовито. И какими нужно быть тоскливыми дебилами, чтобы "не понять юмор" и обвинить Трампа в том, что он на полном серьезе приглашает "враждебную державу" вмешиваться в американские выборы. Однако демократическая пропаганда именно это и делает до сих пор, нудно, раз за разом.
Не знаю как в Америке, а в России люди без чувства юмора – это политический и всякий иной приговор. Тогда почему они у нас резко оживились в последние годы, и далеко не только в отношении матерящегося и режущего правду-матку Шнурова? Что это за феномен?
Смех как оружие
Эти люди причастны к принятию множества законов, запрещающих все, что можно. Рекламу пива (хотя безалкогольное пиво, как видим, рекламировать можно), матерные слова и – секс, особенно секс, не в жизни, так в рекламе, и не только. Вспомним дебаты опять же в Питере насчет того, можно ли показывать детям обнаженного Давида в музее.
Эти свои законы они пытаются использовать как дубину против людей, которые пьют, курят, матерятся и ничего не имеют против секса. Они создают атмосферу неясного и удушливого страха. Люди без чувства юмора при этом очень любят выдавать себя за государство (или некое "консервативное большинство"), рассчитывая, что чиновники побоятся с ними связываться.
В итоге они проваливаются. Так было в СССР, где ими создавалась фальшивая картинка здорового и ликующего общества, а люди типа Владимира Высоцкого завоевывали всенародную любовь тем, что показывали: нормальная жизнь не такая. Так происходит и сегодня, да вот хотя бы со Шнуровым, который хотя и не Высоцкий, но что-то есть, история с "В Питере – пить" сделала его всенародно знаменитым.
И это, во-вторых, ваххабиты в мусульманском мире, которые на территориях, оккупированных запрещенным у нас "Исламским государством", тоже насаждают античеловеческий "правильный" образ жизни. Как видим, дело не в исламе, есть что-то в человеческой натуре, проявляющееся время от времени в любых цивилизациях.
Как с этой заразой бороться? Среди прочих проявлений нормальности юмор – сильное оружие. Вспомним первую книгу недавно скончавшегося великого итальянца Умберто Эко "Имя розы". Это детектив, где расследуется серия убийств в средневековом монастыре. Мотив убийств: религиозные фанатики (в данном случае католики) пытались не допустить рассекречивания запрятанного в библиотеке трактата Аристотеля о комедии. Они смертельно боялись смеха и утверждали, что "Иисус не смеялся никогда"… Очень умный детектив.
И – возвращаясь к выводам питерской прокуратуры по поводу "пропаганды алкоголя" в клипе – эту историю можно воспринимать как победу идей Просвещения (и лучших университетских экспертов) над угрюмым фанатизмом. Так что все получилось немножко в стиле Умберто Эко.