БАНГКОК, 15 авг – РИА Новости, Евгений Беленький. Эксперты-криминалисты таиландской полиции, работающие с вещественными доказательствами по делу о серии взрывов и поджогов на курортах юга Таиланда в прошлые четверг и пятницу, сомневаются в официальной "политической" версии произошедшего и указывают на то, что взрывные и зажигательные устройства, использованные в серии атак, идентичны устройствам, которые регулярно используют исламские боевики-сепаратисты, действующие на "крайнем юге" страны, сообщает в понедельник интернет-версия газеты "Кхом Чат Лык" со ссылкой на высокопоставленного офицера полиции.
Идентичность материалов и тактики
В трех провинциях южного Таиланда, расположенных на границе с Малайзией, с 2004 года идет противостояние сил безопасности и исламских боевиков-сепаратистов, этнических малайцев, требующих отделения "мусульманских" провинций от преимущественно буддийского Таиланда и восстановления полунезависимого султаната Паттани, земли которого вошли в состав Сиама (Таиланда) в первое десятилетие XX века. За 12 лет конфликта на "крайнем юге" в результате терактов и перестрелок погибли более 6,5 тысяч человек, большинство погибших составляют гражданские лица. Часто мишенями терактов боевиков становятся учителя светских государственных школ и буддийские монахи.
Эксперты сделали вывод, что материалы и тактика "двойных взрывов", когда вторая бомба взрывается неподалеку от первой в момент появления на месте происшествия саперов и следователей сил безопасности, использованные во всех атаках в четверг и пятницу, соответствуют "почерку" сепаратистов юга страны. Кроме того, все устройства работали на принципе дистанционного подрыва с помощью модицфицированных мобильных телефонов, и в некоторых из сохранившихся телефонов были не таиландские, а малайзийские сим-карты, как и в некоторых взрывных устройствах, обезвреженных на "крайнем юге".
По словам генерала, политические мотивы и в этом случае могут сохраняться, так как основная организация боевиков, БРН (Барисан Революси Насиональ), не признала результаты референдума 7 августа, которым была одобрена созданная под контролем военных новая конституция Таиланда.
Политическая версия
Заявления экспертов, на которые ссылается генерал Тхирасават, противоречат принятой официальной версии "политического" характера произошедшего.
В высказываниях руководителей таиландского правительства в субботу и воскресенье звучали фразы о том, что за всеми взрывами "стоит один человек, отдававший приказы", и что этот человек – политик, надеявшийся на то, что правительственный вариант конституции не будет принят и поддержан на референдуме, и разочарованный этим.
Ни в одном выступлении не называлось имя предполагаемого организатора взрывов, однако большинство сторонников военного правительства, пришедшего к власти в 2014 году в результате государственного переворота против демократически избранного кабинета премьер-министра Йинглак Чинават, увидело в этом человеке лидера и вдохновителя таиландской оппозиции, находящегося сейчас в эмиграции бывшего премьер-министра и старшего брата Йинглак, Таксина Чинавата, который тоже был свергнут с поста премьера военными в 2006 году. В тайскоязычных социальных сетях в субботу и воскресенье появилось такое количество прямых заявлений об "авторстве" Чинавата, что Ноппхадон Паттхама, один из лидеров основной оппозиционной партии, созданной Чинваватом, и личный адвокат семьи Чинават, в воскресенье пригрозил подать в суд за клевету на всех, кто высказывал в Интернете подобное мнение.
Перед серией взрывов "были предупреждения"
В пятницу вечером в таиландском интернете появилась информация о том, что кто-то еще за сутки выложил в сеть подробный план серии взрывов и поджогов, с указанием точного времени и места каждого инцидента. Представители национальной полиции тогда же заявили в эфире телевидения, что "имели разведданные о том, что состоится серия атак, но не знали точного времени".
Подробнее о крупных терактах в мире в 2015-2016 годах читайте в справке РИА Новости >>