Идея переброски части стока рек Западной Сибири в Среднюю Азию впервые была высказана в 1868 году гимназистом Яковом Демченко, впоследствии написавшим книгу "О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран". В 1948 году географ и писатель Владимир Обручев вновь выступил с этой идеей, а с 1968 года разработка проекта началась.
В 1968 году пленум ЦК КПСС дал поручение Госплану, Академии наук СССР и другим организациям разработать план перераспределения стока рек.
В мае 1970 года принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О перспективах развития мелиорации земель, регулирования и перераспределения стока рек в 1971-1985 гг.".
В 1971 году вступил в эксплуатацию оросительно-обводнительный канал Иртыш – Караганда, построенный по инициативе Казахского научно-исследовательского института энергетики. Он должен был стать частью проекта по обеспечению водой центрального Казахстана.
В 1976 году на XXV съезде КПСС был выбран окончательный проект из четырех предложенных, принято решение о начале работ по осуществлению проекта. Над ним работали 185 организаций-соисполнителей, включая 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов (в их числе 32 института Академии наук СССР), 32 союзных министерства и девять министерств союзных республик. Было подготовлено 50 томов текстовых материалов, расчетов и прикладных научных исследований и 10 альбомов карт и чертежей.
Проект предполагал отвести часть стока реки Иртыш близ впадения в Обь. Вода должна была идти в Среднюю Азию по каналу длиной 2,5 тысячи километров, шириной 200 и глубиной 16 метров. Общий объем воды должен был составить около 30 кубических километров в год.
При этом областям России на начальном участке трассы доставалось бы 4,9 кубического километра воды, Северному Казахстану — 3,4 кубического километра, на подпитку рек Сырдарьи и Амударьи — 16,3 кубического километра, в том числе Узбекистану — 10 кубических километров. Проектные потери воды при транспортировке должны были составить около 3 кубических километров (12% от всего объема).
За счет этой воды должны были орошаться 1,5 миллиона гектаров земель в России и 2 миллиона гектаров в Средней Азии и Казахстане. Функционирование системы должны были поддерживать пять насосных станций с годовым потреблением энергии около 10,2 гигаватт-часов, для их обслуживания предусматривалась постройка атомной электростанции в Челябинской области.
Общий вывод проектировщиков — реализация проекта даст значительный народнохозяйственный эффект: позволит облегчить решение продовольственной проблемы, увеличит производство экспортного продукта (хлопка), капиталовложения окупятся за восемь-десять лет, сопутствующие негативные эффекты могут быть полностью преодолены.
Начать осуществление проекта планировалось в 1985 году, к 1984 году сроки сдвинулись на 2000 год.
Также существовал северный проект переброски части стока из Северной Двины и Печоры в бассейн реки Волги, целью которого было орошение земель Нижней Волги и Заволжья, позднее – подъем уровня Каспийского моря.
Планы поворота рек вызвали обширную дискуссию. Многие ученые, ознакомившись с проектом, называли его "авантюрой".
К середине 1980 годов были подготовлены отрицательные экспертные заключения пяти отделений Академии наук СССР. Группа ученых-академиков подписала подготовленное активным противником проекта геологом Александром Яншиным письмо в ЦК "О катастрофических последствиях переброски части стока северных рек".
Известные писатели Сергей Залыгин, Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Астафьев обращались к руководству страны с требованием остановить проект. По поручению генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была создана экспертная комиссия по проблемам повышения эффективности мелиорации.
14 августа 1986 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек".
В начале 2000-х годов вновь была поднята тема о возможности перераспределения части стока вод сибирских рек, теперь уже в направлении независимых государств Средней Азии. Вода стала важным ресурсом, таким как нефть или другие полезные ископаемые. Построенные в советское время в среднеазиатском регионе ирригационные системы постепенно пришли в упадок, все более остро стал ощущаться возрастающий дефицит воды. Усугубляется экологическая ситуация вокруг Аральского моря, которое в скором времени может полностью исчезнуть.
В конце 2002 года занимавший в то время пост мэра Москвы Юрий Лужков предложил реанимировать проект переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию. Техническая сторона предложения столичного градоначальника сводилась к прокладке канала от Ханты-Мансийска в Казахстан и Среднюю Азию и использованию 6-7% общего объема вод реки Обь для продажи сельскохозяйственным и промышленным производителям России, Казахстана, Узбекистана и, возможно, Туркмении.
В 2008 году Лужков презентовал свою книгу "Вода и мир", посвященную этой проблеме.
По мнению Лужкова, тема переброски части стока рек была отвергнута в 1986 году благодаря политическим процессам.
С критикой предложения Лужкова выступил член-корреспондент РАН, директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. По его мнению, стоимость строительства такого канала составит около 200 миллиардов долларов, что сделает проект неоправданно дорогим.
По мнению члена-корреспондента РАН Алексея Яблокова, реанимированный Юрием Лужковым проект переброски части стока северных рек в засушливые регионы, помимо гигантских неоправданных затрат, приведет к заболачиванию огромных территорий в России.
В мае 2016 года министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что Россия может предложить Китаю обсудить проект переброски пресной воды из Алтайского края через Казахстан в один из засушливых районов КНР. При этом он добавил, что обсуждение возможно только при условии безоговорочного соблюдения интересов России, в том числе с точки зрения экологии.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников