ТОКИО, 1 авг — РИА Новости, Екатерина Плясункова. Жители Токио на прошедших в воскресенье выборах градоначальника японской столицы впервые отдали предпочтение кандидату-женщине. По результатам голосования, уверенную победу одержала бывший министр обороны Японии 64-летняя Юрико Коикэ.
В ходе своей предвыборной кампании политик запомнилась своим избирателям благодаря громким обещаниям "вернуть местное правительство в руки токийцев", улучшить условия для самореализации женщин в обществе, облегчить законодательные нормы для учреждений дневного ухода за детьми и пожилыми людьми, а также повысить готовность столицы на случай чрезвычайных ситуаций, в том числе природных катастроф.
До своего дебюта на политической арене выпускница Каирского университета, в совершенстве владеющая арабским и английским языками, Юрико Коикэ работала в качестве переводчика арабского языка и диктора на телевидение. Именно она в 1978 году брала интервью для японского телеканала у покойного ливийского лидера Муаммара Каддафи и покойного лидера Палестины Ясира Арафата.
Подобная медийная популярность и позволила ей добиться избрания в 1992 году в члены верхней палаты японского парламента. Всего спустя год Коикэ обеспечила себе место в нижней палате парламента, а в 2002 году присоединилась к правящей в настоящее время Либерально-демократической партии Японии.
Ее кандидатура на пост мэра Токио, однако, не была поддержана партией, несмотря на бесспорную известность в качестве первой женщины-министра обороны Японии, министра окружающей среды и министра по делам Окинавы и "северных территорий".
Но и этот факт Коикэ сумела обернуть себе на пользу: каждый раз в ходе публичных выступлений она подчеркивала "готовность пойти на риск" и свою "независимую позицию", за что даже получила среди избирателей прозвище Жанны д'Арк, а в день ее рождения пришедшие поддержать ее выступление токийцы хором исполнили для нее песню Happy Birthday.
За легкую одежду в офисах и права женщин
Одним из самых запоминающихся эпизодов в политической биографии Юрико Коикэ стал запуск предложенной ей в 2005 году общенациональной кампании по внедрению облегченной формы одежды в офисах в жаркое время года. Цель кампании cool biz (сокращенное от cool business) — борьба с парниковым эффектом за счет снижения нагрузки на кондиционеры, которые устанавливают в режиме работы на 28 градусов. Ради этого служащим разрешено приходить в более легкой одежде.
Первоначально кампания проходила с 1 июня по 31 сентября. Но с 2011 года, когда Япония стала экономить электроэнергию из-за выхода из строя всех атомных станций после землетрясения 11 марта и аварии на АЭС "Фукусима-1", кампанию стали проводить с 1 мая по 31 октября. Уже начиная с середины весны товары с этикеткой "cool biz" можно найти практически в каждом магазине, даже в круглосуточных минимаркетах.
Другим ярким моментом стало ее участие в 2008 году в качестве первой женщины-кандидата на пост главы Либерально-демократической партии. Несмотря на ее поражение в тот год, Коикэ обеспечила себе популярность среди токийских жительниц, призывая "создать в японской столице такие условия, которые позволили бы блистать в обществе и мужчинам, и женщинам на равных".
Несмотря на общий позитивный образ, ряд выдвинутых Юрико Коикэ предложений вызвали неоднозначную реакцию в политических кругах, а также у проживающих в японской столице экспатов.
До Олимпийских игр в Токио в 2020 году остается еще четыре года, однако мероприятие уже получило негативную окраску благодаря ряду скандалов. В частности, в мае, в британском издании Guardian появился материал, рассказывающий о переводе средств от оргкомитета "Токио-2020" в размере около 1,3 миллиона евро на счета, связанные с Папой Массата Диаком. В марте сообщалось, что французская прокуратура в рамках расследования коррупции в IAAF изучает процесс выборов хозяев летних Олимпийских игр 2016 и 2020 годов — Рио-де-Жанейро и Токио соответственно.
Другой скандал разгорелся и вокруг графического символа игр 2020 года. Тогда бельгийский дизайнер Оливье Дэби заявил о сходстве эмблемы токийской Олимпиады в виде буквы "Т", разработанной японским дизайнером Кэндзиро Сано, и логотипом театра в городе Льеж, который был создан за два года до этого. Спустя некоторое время организационный комитет Игр принял решение об отказе от использования данной эмблемы.
Юрико Коикэ обещала вернуть играм их образ путем пересмотра "статей расходов" и предоставления открытой информации о том, сколько и на что будут уходить деньги токийских налогоплательщиков и местного правительства. Ряд экспертов также призвали нового мэра обеспечить "экологически дружественные Олимпийские игры", учитывая ее опыт на посту министра окружающей среды, однако многие политики и специалисты выразили сомнения относительно успеха кампании.
Однако главным вопросом, вызывающим резко негативную реакцию в некоторых слоях токийского общества, стала позиция нового мэра по вопросу строительства корейской школы в округе Синдзюку на месте бывшей начальной школы. В ходе своей предвыборной кампании Коикэ не раз подчеркивала, что намерена аннулировать план передачи территории и здания под нужды корейских экспатов, и поднять вопрос об открытии там учреждения дневного ухода за детьми. По мнению экспертов, подобное решение нового мэра может еще более осложнить и без того натянутые отношения между Сеулом и Токио.