Уже чуть более года назад Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России объединилась с тарифной службой (ФСТ) и получила функции тарифного регулятора, успев с тех пор провести индексацию во всех отраслях. Заместитель руководителя ФАС Виталий Королев в интервью РИА Новости подвел итоги объединения с ФСТ, тарифной кампании за 2016 год, а также рассказал о дальнейших планах работы регулятора в сфере электроэнергетики. Беседовал Янис Мадни.
— Прошел год с того момента, как ФСТ присоединили к ФАС. Могли бы вы подвести итоги: как это произошло и какие трудности возникали в ходе интеграции?
— ФСТ была упразднена 21 июля 2015 года, и все полномочия по тарифному регулированию переданы ФАС.
Помимо огромной ответственности и необходимости сразу "подхватить" эти функции, трудности заключались также и в отсутствии достаточного количества кадров, однако мы быстро справились с этим, и в ФАС перешли многие специалисты в области тарифного регулирования из бывшего ФСТ.
Мы оперативно создали в структуре службы коллегиальный орган по принятию решений по тарифам — правление ФАС. Помимо сотрудников антимонопольного органа, в него входят представители Минэкономразвития, Минтранса, Минстроя, Минэнерго, Минсвязи и Минпромторга. Председателем правления является руководитель ФАС Игорь Артемьев.
— Не могли бы вы подвести итоги тарифной кампании за 2016 год?
— В целом мы сделали разворот на 180 градусов в подходах к тарифному регулированию. Теперь тарифная политика ориентирована на потребителя, а не на соблюдение интересов естественных монополий. Также мы взяли курс на дерегулирование некоторых конкурентных отраслей экономики. Так, уже осуществлен отказ от тарифного регулирования на аэропортовые услуги в Московском авиаузле и стивидоров в портах.
Наглядно демонстрирует новую тарифную политику соотношение принятых на 2016 год тарифов и уровня инфляции. К примеру, при инфляции 12,7% в 2015 году рост тарифов на газ составил 2%, что в сопоставимых ценах за 2015 год означает индексацию тарифа только на 15% от уровня инфляции.
Некоторые субъекты получили в относительном выражении отрицательную динамику тарифов. Это "Системный оператор Единой энергетической системы", "Администратор торговой системы", у которых тарифы были снижены на 3,9% и 0,6% соответственно к уровню 2015 года. "Росэнергоатом" получил на 3 миллиарда рублей меньше средств на эксплуатацию атомных станций, чем в 2015 году.
Принцип роста тарифов ниже инфляции или, как мы его называем, "инфляция минус", это создаёт благоприятные условия для потребителей, развития малого и среднего бизнеса. Теперь это становится конкурентным преимуществом потребителей.
— Это долгосрочной тренд со стороны ФАС — индексировать тарифы ниже инфляции?
— Да, безусловно. Уверен, что в ближайшие годы он сохранится.
— В контексте ваших слов интересно то, что с 1 июля ФАС приняла решение индексировать тарифы на электроэнергию в регионах на 7,5%, но, несмотря на это, есть мнение, что фактический рост будет выше. Следит ли ФАС за этим и из-за чего может быть опережающий рост?
— Безусловно, ФАС за этим следит. Нужно понимать, что 7,5% — это рост в среднем по стране. В разных регионах он может быть чуть выше или ниже, но в среднем тарифы на передачу электроэнергии вырастут не выше этого показателя.
На сегодняшний день мониторинг ситуации в стране показывает, что тарифные органы субъектов не превышают установленные тарифные ограничения, а в ряде субъектов принимают тарифные решения значительно ниже их.
Есть субъекты, которые индексируют тарифы значительно ниже предельного минимального значения. Это является нарушением установленного порядка ценообразования, и ФАС принимает меры в таких ситуациях.
— Какой может быть индексация тарифов электросетей в 2017-2018 году?
— Наши предложения по индексации тарифов электросетей внесены в прогноз социально-экономического развития РФ. Это предварительный документ, который будет утверждаться в августе-сентябре этого года. В проекте прогноза мы предложили индексировать тарифы электросетей на уровне ниже инфляции, которая запланирована на будущий год на уровне 5,5%. Это значит, что тариф на передачу электроэнергии будет близким к 5%.
— В середине прошлого года вы говорили о том, что считаете целесообразным переход на поквартальную индексацию тарифов естественных монополий и после объединения ФАС с ФСТ этот вопрос может быть рассмотрен. На какой стадии обсуждения находится сейчас этот вопрос?
— Пока инициатива по введению поквартальной индексации тарифов в ФАС не обсуждается.
— То есть сейчас считаете идею нецелесообразной?
— Это была одна из предложенных идей совершенствования тарифной политики, которая более не прорабатывается.
— А как относитесь к идее переноса индексации энерготарифов с июля на 1 января?
— Мы возражаем. В прошлом году мы направляли соответствующий доклад президенту и правительству, где описали риски переноса индексации энерготарифов с 1 июля на 1 января.
Перенос индексации тарифов на электроэнергию повлечет за собой перенос и остальных тарифов, что приведет к серьезнейшему дополнительному инфляционному навесу в начале года, как это уже было раньше.
Работающая сегодня система позволяет избежать резкого роста тарифов в начале года.
— То есть нынешняя система является оптимальной?
— На сегодняшний день — да. Если станет ясно, что для экономики будет лучше перенести индексацию тарифов, мы, безусловно, перенесем на любую дату. Но пока самой оптимальной точкой является июль.
— Некоторое время назад вы говорили о проблеме инвестиционного планирования, отмечая низкое качество планирования расходов в различных отраслях. Какие предложения ФАС подготовила по этому вопросу?
— Мы считаем необходимым ввести процедуру согласования инвестиционных программ естественных монополий на заседаниях правления ФАС. В дальнейшем эти программы нужно будет закладывать в тариф, поэтому, если они принимаются без учета тарифных ограничений и оценки объектов, могут возникнуть сложности в превышении предельного уровня тарифов. А тарифным органам субъектов будет тяжело обеспечить такую инвестпрограмму источниками при принятии тарифа.
Кроме того, необходимо в целом контролировать исполнение инвестпрограммы, объемы ее реализации и затраченные средства. В случае обнаружения нецелевых расходов, в следующем периоде необходимо их изымать у компании. Она должна постоянно верифицировать объем реализации с заложенными в тариф средствами, иначе компания, получая тариф на одно, может тратить деньги на иные цели. Случалось так, что эти средства направлялись на выплату дивидендов.
— Обсуждали это предложение с другими министерствами или, может, вносили в правительство?
— Предложение с проектом акта по данному вопросу направлено в правительство.
— А кто будет вести контроль за инвестпрограммами, о котором вы упомянули?
— Контроль за инвестпрограммами могли бы осуществлять тарифные органы субъектов. Они находятся на местах и могут их проконтролировать. Также при включении инвестпрограммы в тариф они могут проверять исполнение программы за предыдущий период.
— Правительство обсуждало возможность передачи в ФАС полномочий региональных энергетических комиссий по утверждению тарифов электросетей. На какой эффект от этого ФАС рассчитывает и когда это решение может быть принято?
— Мы относимся к этому вопросу крайне осторожно. У ФАС уже есть и реализуются полномочия по согласованию кандидатуры руководителей тарифных органов субъектов. Также мы предлагаем установить требование по прохождению квалификационных испытаний по приему на работу и периодических аттестаций, так мы сможем убедиться не только в наличии формального профильного образования и стажа по соответствующей специальности, но и знания нормативно-правовых актов в сфере тарифного регулирования.
Далее необходимо усилить контроль за тарифными органами субъектов при принятии ими решений, потому что случается, что принятые на федеральном уровне решения не выполняются тарифными органами в регионах, поэтому контроль за ними необходим.
— Как продвигается идея ФАС ввести эталонные затраты при расчете сбытовой надбавки?
— Проект постановления правительства по внедрению эталонных затрат гарантирующих поставщиков уже прошел общественное обсуждение, и сейчас мы рассматриваем поступившие предложения от федеральных органов-соисполнителей.
— А когда рассчитываете ввести?
— Рассчитываем ввести в действие со следующего периода тарифного регулирования.
— Президент РФ еще в прошлом году поручил разработать решения для снижения тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке, однако их пока еще нет. Когда появятся окончательно оформленные решения?
— Есть поручение президента сравнять уровень тарифа на Дальнем Востоке со среднероссийским. Для этого правительство должно быть наделено полномочиями по определению этого уровня и по разработке механизмов унификации тарифов. ФАС подготовила проект федерального закона, полагаю, что он будет рассмотрен Госдумой в осеннюю сессию.
— Позиция ФАС в этом ключе не изменилась?
— Мы предложили в закон формулировку о необходимости создания механизма по перераспределению нагрузки с потребителей Дальнего Востока на первую и вторую ценовые зоны. По нашим оценкам рост на эти ценовые зоны не превысит 2%.
— ФАС предлагала разрешить муниципалитетам превышать предельный уровень роста платы за ЖКХ, установленный сейчас на уровне 4%. Что с этой идеей?
— Индекс платы граждан может быть превышен при наличии соответствующей инвестпрограммы, концессии и установлении долгосрочного тарифа, в соответствии с которым определенное количество средств необходимо направлять на инвестиции.
Процедура по разрешению превышения уровня роста платы граждан весьма сложна. Так, губернатор выступает с инициативой и обращается к депутатам муниципалитета, где этот концессионный проект реализуется, и депутаты принимают решение о разрешении или отказе в согласовании превышения роста платы.
Всего уже было 647 таких случаев, то есть механизм работает. Превышение затронуло 2,96% граждан в России, и в тех регионах, где оно было принято, это было действительно необходимо.
— Какие все-таки могут быть причины для превышения этого предельного уровня?
— Наличие концессии или долгосрочной инвестпрограммы.
— Какова позиция ФАС по предложению ФСК купить у "РусГидро" 100% акций Дальневосточной распределительной сетевой компании (ДРСК), а также получить от государства 100% Дальневосточной энергетической управляющей компании (ДВЭУК)?
— Мы поддерживаем позицию по ДРСК. ФСК направляет на санацию слабой компании сэкономленные в результате повышения эффективности средства и собирается улучшать ее эффективность без увеличения тарифов.
Мы сможем меньше собрать денег с потребителей первой-второй ценовой зоны. Это позволит сократить субсидирование Дальнего Востока более чем на 30%. То есть от роста тарифа в 2%, предполагаемого в первой и второй ценовых зонах, можно смело отнимать эти 30%.
Приобретение ДВЭУК с нами не обсуждалось.
Есть еще у ФСК желание взять на себя управление МРСК Сибири. Этот вопрос также сейчас обсуждается. Необходимо вначале оценить состояние МРСК. Их множество, состояние многих из них требует внешнего управления. Однако нужно ответить на вопрос, должен ли ими управлять ФСК или кто-либо еще. Нужно выработать подход по определению наилучшего управленца и определить, в каком случае передача управления была бы наиболее эффективна и давала бы наибольший эффект.
— Есть в планах обсуждение этого?
— Это должно инициировать Минэнерго.