МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Алексей Захаров. Житель Твери смог отсудить у АвтоВАЗа более 800 тыс. рублей за неисправный автомобиль. Автовладелец доказал нарушение технологии окраски Lada Granta после того, как после выявления дефектов несколько раз требовалась покраска кузовных элементов.
Владелец автомобиля, дилер и предприятие из Тольятти не смогли договориться, и судебные тяжбы затянулись на несколько месяцев. Заволжский районный суд Твери только в середине 2016 года взыскал с АвтоВАЗа более 776 тыс. рублей в пользу автолюбителя. Кроме того, завод заплатит 43 тыс. рублей за проведение экспертизы.
Случай в Твери — не единственный. Потребители защищают свои права в случае выявления существенных дефектов у автомобилей. Суды, как правило, встают на сторону потребителя и заставляют производителей или импортеров вернуть деньги за автомобиль или заменить его.
Производители предпочитают решать вопрос до суда
Покупатель автомобиля при желании может расторгнуть договор в срок до 15 дней после сделки. После этого срока можно рассчитывать на устранение возникших недостатков при гарантийных случаях. Если дефект (например, поломка дворника) проявляется неоднократно после ремонта, или на его устранение требуется потратить несоразмерное количество сил и средств (например, сгнил кузов), то можно требовать расторжения договора и возврата средств или замены автомобиля на новый. Потребитель может сначала обратиться к дилеру или производителю с претензией, а в случае отказа — идти в суд, рассказал РИА Новости эксперт журнала "За рулем" и юрист по потребительским делам Сергей Смирнов.
Он напомнил про случай с владельцем Hyundai i40 из Ростова-на-Дону, который не только требовал компенсации за неисправный автомобиль, но и пытался запретить продажи продукции корейской марки в России. Иск в суд был направлен на сумму 101 (!) млн рублей. Стороны смогли договориться о компенсации за автомобиль и судебные расходы (ее размер они не раскрывают) только через несколько месяцев переговоров.
Юрист отмечает, что и большинство подобных дел по некачественным автомобилям также решаются до суда. Это подтверждает и директор люксового подразделения группы компаний "Авилон" Вагиф Бикулов.
Компании вынуждены находить досудебное решение конфликтов, ведь иногда сроки поставки запчастей превышает ограничения в 45 дней гарантийного ремонта. Так, в прошлом году владелец автомобиля Land Rover из Санкт-Петербурга в суде добился компенсации в более 3 млн рублей за неисправный автомобиль. В случае судебных тяжб в большинстве решение выносится в пользу потребителей, за исключением случаев "потребительского экстремизма".
Что такое потребительский экстремизм
Некоторые автовладельцы в конце гарантийного срока находят недостатки, которые не всегда являются существенными, и начинают судиться с производителями с целью получения выгоды.
О проблеме "потребительского экстремизма" говорит и директор по послепродажному обслуживанию ГК "АвтоСпецЦентр" Евгений Гришкевич. Закон РФ "О защите прав потребителей" четко регламентирует порядок предоставления услуг и продажи товаров и обеспечивает защиту потребителей, но не предусматривает никакой ответственности за предъявление необоснованных претензий (потребительского мошенничества), уточнил представитель ГК.
В случае выигрыша они могут рассчитывать на сумму, которая в 1,5-3 раза (а в некоторых регионах в 4 раза) превышает цену автомобиля за счет неустойки и штрафа.
Однако не стоит рассчитывать на быстрое решение вопроса. Минимальный срок рассмотрения дел о существенных недостатках автомобилей не менее полугода, а некоторые дела и могут рассматриваться значительно дольше, пояснил РИА Новости адвокат Владимир Рубанов. Стоимость экспертизы может достигать 100 тыс. рублей, которая будет компенсирована в случае выигрыша в суде. Также суд может обязать выплатить проценты по кредиту, если некачественный автомобиль был куплен на заемные средства.
"Единичные некачественные экземпляры встречаются у всех, но есть заранее провальные решения — как старая 4-ступенчатая АКПП у автомобилей Peugeot и Citroen", — сказал собеседник РИА Новости.
Эксперт рекомендует сохранять все документы истории автомобиля, в том числе заправочные чеки с указанием на обороте пробега, проходить регулярное техническое обслуживание и вносить данные о гарантийных ремонтах в сервисную книжку. Так, владелец Chevrolet Niva из Красноярского края отсудил более 1 млн рублей из-за шумов в раздаточной коробке и коробке передач из-за нарушений технологии сборки.
По данным эксперта, чаще ломаются двигатели премиальных марок, перегруженные турбинами и электроникой.
"В России клиент не просто может с легкостью вернуть автомобиль с легкоустранимыми недостатками, но и дополнительно получить существенную компенсацию", — рассказал РИА Новости Бикулов.
Так, житель Камчатского края смог отстоять свои права в суде по некачественному автомобилю Nissan Qashqai и получил более 1,5 млн рублей при покупке за чуть более 1 млн рублей. Экспертиза подтвердила, что автомобиль до продажи был поврежден в ходе транспортировки, а затем отремонтирован. Однако дилер не сообщил клиенту перед продажей о ремонте кроссовера.