КИЕВ, 21 июл – РИА Новости. Сто дней с начала работы нового правительства Украины во главе с Владимиром Гройсманом истекают в пятницу. Однако за это время кабмин так и не продемонстрировал особых прорывов в проведении реформ, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Гройсман был назначен на пост премьера Украины в апреле на фоне длительного политического кризиса. Он сменил на этой должности Арсения Яценюка. Формальной причиной смены правительства стала его неудовлетворительная работа и отсутствие поддержки среди населения. Однако политологи считали, что реальной причиной было все же желание президента Украины Петра Порошенко получить контроль над исполнительной ветвью власти, назначив на пост премьера лояльного к себе человека. Таким политиком стал Гройсман, занимавший на тот момент должность председателя Верховной рады — его, по информации СМИ, с президентом связывают давние дружеские отношения.
Вместе с тем результаты последних соцопросов показывают, что правительство Гройсмана не особо пользуется поддержкой населения: полностью поддерживают работу кабмина лишь около 2% украинцев, еще порядка 19% респондентов скорее поддерживают, чем нет. Виной тому, в частности, непопулярные решения, такие как увеличение тарифов на газ для населения почти в два раза.
По мнению политологов, Гройсман не смог стать ни "премьером побед", ни "премьером достижений" и вряд ли долго пробудет на своем посту.
"Перспективный" премьер
Президент Украины, представляя кандидатуру нового премьера в парламенте, назвал Гройсмана "политиком нового поколения" и выразил уверенность, что он сможет обеспечить продвижение реформ в стране.
Несомненно, новый премьер сильно отличается от своего предшественника. Например, в отличие от Яценюка он почти не делает громких политических заявлений. Сразу после назначения он заявил об отсутствии президентских амбиций и заверил, что намерен сосредоточиться исключительно на развитии экономики страны и обеспечении благосостояния украинских граждан. После чего занялся "наведением порядка" в сфере закупок лекарств, дорожном хозяйстве и таможне.
Заседания правительства во главе с Гройсманом не пользуются популярностью и у журналистов: от премьера редко можно дождаться каких-то "сенсаций" или громких заявлений.
Возникают вопросы и к составу правительства, в которое в основном вошли бывшие депутаты, тогда как в правительстве Яценюка было много профессиональных менеджеров с опытом работы в международных корпорациях. При этом нынешний кабмин до сих пор не доукомплектован – вакантной остается должность министра здравоохранения.
Эксперты считают, что у Гройсмана недостаточно лидерских качеств и опыта для работы на посту премьера. Да и сам глава кабмина недавно признался, что до сих пор чувствует себя мэром Винницы – этот пост он занимал до 2014 года.
"Я до сих пор чувствую себя мэром и, как вы знаете, бывших мэров не бывает", — сказал Гройсман на встрече с городскими головами.
Первые решения
В день назначения на пост премьера в Верховной раде Гройсман, кандидатуру которого скептически восприняли как депутаты, так и журналисты, заявил: "Я вам покажу, что такое управление государством!". Тогда это высказывание вызвало много насмешек в экспертной среде. Политики не упускают возможности напомнить это обещание Гройсмана ввиду отсутствия видимого прогресса в проведении реформ.
Пока единственным "достижением" работы нового камина является лишь беспрекословное выполнение требований Международного валютного фонда (МВФ).
Одним из первых решений нового правительства стало повышение тарифов на газ для населения до рыночного уровня, как того требовал МВФ. С 1 мая 2016 года население и предприятия, обеспечивающие отопление и горячую воду, платят за газ по единому тарифу — 6,88 тысячи гривен (около 270 долларов) за тысячу кубометров. Повышение цен на газ повлекло за собой серьезный рост тарифов на услуги централизованного отопления, поставку горячей и холодной воды. Все это происходит на фоне падения зарплат и пенсий в результате девальвации нацвалюты.
Правительство планирует уменьшить нагрузку на малообеспеченные слои населения при помощи адресных субсидий. Однако повышение тарифов уже вызвало недовольство среди населения – в Киеве периодически проходят митинги с требованием отменить это решение. Эксперты прогнозируют рост количества неплатежей с наступлением отопительного сезона, когда придут первые квитанции ЖКХ за тепло.
В то же время однозначной уверенности, что Украина получит очередной транш от МВФ, все еще нет. По данным Нацбанка, МВФ намерен сократить размер очередного транша с 1,7 миллиарда долларов до 1 миллиарда долларов. При этом сроки его выделения до сих пор не известны. Совет директоров МВФ не внес рассмотрение вопроса по Украине в расписание своих заседаний, распланированных до 29 июля включительно. Таким образом, шансы Киева получить транш фонда до конца лета невелики.
Не удалось Гройсману также наладить эффективную работу с парламентом: принятие многих необходимых законов, в том числе и в рамках сотрудничества с МВФ, блокируется депутатами. В налаживании диалога с Радой не помог премьеру даже опыт спикера.
Внешняя политика
Правительство Гройсмана в своей работе придерживается вектора на сближение страны с ЕС и НАТО. Несмотря на то, что риторика нового премьера по отношению к России менее радикальна, чем у его предшественника, никаких шагов по налаживанию отношений между странами предпринято не было.
Однако нынешнее правительство не демонстрирует особых подвижек и в сотрудничестве с европейскими партнерами и США. Если Яценюк воспринимался западными партнерами как самостоятельный политик — он хорошо владел английским языком и общался с мировыми лидерами на равных — то международные встречи Гройсмана выглядят, скорее, как формальность, а их результативность оставляет желать лучшего.
Кабмину пока нечем гордиться
Эксперты считают, что по истечении трех месяцев работы нового правительства Гройсману пока похвастаться нечем.
"Он не стал ни премьером побед, ни премьером достижений. Каких—либо достижений или реформ за 100 дней припомнить сложно. Все заявления, начиная от ремонта дорог и заканчивая борьбой с коррупцией на таможне, оказались просто банальной пиар-кампанией, за которой не последовали реальные действия. Улучшения работы правительства также не произошло, так и не назначен министр здравоохранения. Гройсман пока что продолжает находиться в тени президента, он не смог стать лидером правительства и показать, как управлять страной, как он нам обещал", — полагает политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Работой кабмина недоволен также директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
"Правительство работает 100 дней, а программа действий кабмина, которая написана – это несерьезный документ, это набор деклараций, не выдерживающих никакой критики. Гройсман обещал показать, как нужно управлять государством, но показывает он пока очень скверно. Политика правительства Гройсмана, от которого мы ожидали более вменяемую, разумную экономическую политику, ничего похожего не демонстрирует. Она как раз отличается редким экономическим невежеством и непрофессионализмом. В сфере социальной политики сейчас то, что обычно называют "социал-дарвинизмом", то есть выживает сильнейший. Кто может тот и выживет", — поделился эксперт своим мнением.
Кроме того, политологи считают правительство Гройсмана слишком зависимым от МВФ.
"Правительство Гройсмана демонстрирует еще большую готовность прогибаться под международные финансовые институты, которые по большому счету загоняют маленького украинца не просто в кабалу, а ставят в условия, когда уже просто выживание становится успехом", — заявил украинский политический эксперт Михаил Павлив.
Дальнейшие перспективы
Эксперты сходятся во мнении, что правительство Гройсмана проработает недолго, так как недовольство его работой будет расти.
"Я думаю, что ему трудно будет удержаться осенью, поскольку будут нарастать протесты. В таком случае возможно два варианта для правительства Гройсмана: одна возможность, когда президент добивается отставки этого правительства, а парламент с удовольствием примет отставку. Если нет, то люди в ходе протестных акций будут добиваться внеочередных парламентских выборов. Пока я считаю, что вероятность остаться Гройсману на посту премьера до конца года не очень велика", — считает Погребинский.
Политический эксперт Павлив полагает, что Гройсман будет занимать пост премьера в лучшем случае до весны 2017 года.
"После грядущего коммунального кризиса неплатежей, который ожидается осенью, его личный рейтинг обнулится до уровня Яценюка (перед уходом с поста его рейтинг, согласно соцопросам, был на уровне 1%). Поэтому, я думаю, если Владимир Борисович (Гройсман — ред) не совершит какой-то финт ушами, как например, публичное расставание с Петром Алексеевичем (Порошенко- ред.), или сам уход с должности премьера, или еще что-то такое, то его политическое реноме к 2017 году превратится в тыкву. Пока он совсем не демонстрирует такой способности. Личных перспектив, если не произойдет что-то экстраординарное, у Владимира Борисовича я не вижу", — сказал политолог.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Бортник уверен, что, если Гройсман не найдет способ повысить доверие к своему кабмину, то это правительство неминуемо ждет отставка.
"Я думаю, что пока что Гройсман в таком виде "ни рыба, ни мясо" устраивает главных олигархов на Украине. Он исправно выполняет программу сотрудничества с МВФ, с западными партнерами. Он успешно идет дорогой Яценюка, имеет сегодня очень низкий рейтинг – менее 10%, уже он чувствует на себе кризис доверия со стороны простых украинцев. Скорее всего, этот тренд продолжится. Если ничего не поменяется, и он не станет независимым политиком, то это правительство просуществует год, пока у него есть иммунитет, а потом будет сформировано другое и Гройсман повторит судьбу Яценюка", — считает эксперт.