Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Антидемократический ужас
К нынешнему съезду партия обновила свою программу. Демократические издания (а других в США очень мало, демократы знают толк в контроле над СМИ) уже высказались по ее поводу. Оценка New York Times такова: это шок.
А именно: никаких оправданий абортам, Библию следует преподавать в школах, уголь — чистый источник энергии, надо ввести институт "судей по семейным ценностям", солдат-женщин нельзя посылать в бой, никаких однополых браков, торговцы имеют право не обслуживать однополые пары… Антидемократический ужас. Хотя я бы сказал, что по этой, внутренней, части программы республиканцы как раз выглядят как нормальные люди, пусть и не без странностей.
Документ, конечно, надо читать целиком. Можно пройти по только что приведенной мной ссылке, откуда идет другая ссылка — на программу в формате PDF. И вы увидите то, что демократы тоже отметили и, понятно, высмеяли: мировоззрение республиканцев — "ни шагу назад", нельзя дальше терпеть всего того, что "настоящие" американцы называют развалом Америки, торжеством стиля жизни, олицетворяемого демократами.
То есть перед нами не просто избирательная кампания, а, как не раз приходилось отмечать, такая, что выявляет катастрофический раскол американской нации.
Две с половиной войны
Республиканская платформа не скрывает, что цель партии — вернуть страну (и мир) к временам Рональда Рейгана, к концепции способности США вести одновременно "две с половиной войны", и к тому, что ни одно государство или даже группа государств не могли бы бросить стране вызов.
Угрозы Америке в республиканской версии располагаются в таком порядке: осмелевший Китай с его действиями в Южно-Китайском море; воспрянувшая Россия, оккупирующая часть Украины и угрожающая соседям от Балтии до Кавказа; и сеть агрессивного исламского террора на Ближнем Востоке.
Китай обвиняют в "возврате к маоизму" и множестве грехов, особенно в вытеснении американского бизнеса с рынков. О Китае вообще сказано очень много.
Репрессивные дома и неосторожные за рубежом, они своей политикой угрожают нациям, которые обрели самоопределение после коллапса СССР. Мы ответим на враждебность России с той же решимостью, которая повела к распаду Советского Союза. Мы не примем никаких территориальных изменений в Восточной Европе, навязанные силой, на Украине, в Грузии и где-либо еще, и применим нужные конституционные меры для того, чтобы привести в суд тех, кто практикует агрессию и убийства".
В международном разделе есть еще много интересного, включая довольно суровый выговор Европе за то, что она не тратит денег на свою оборону, и т.д.
Но главное в том, что никакой Трамп не вернет США к временам Рейгана, просто потому, что экономическое и стратегическое соотношение сил в мире необратимо изменилось. Это на собственном горьком примере понял (слишком поздно) Джордж Буш. Это хорошо понимает Барак Обама, с его осторожностью, проклинаемой республиканцами. Но кто-то, как видим, делает вид, что не понимает.
Соревнование в непопулярности
Вопрос в том, кто именно этот "кто-то". Программа партии в США — документ, составляемый группой людей и читаемый тоже довольно узким кругом. Демократы, конечно, сравнивают программу предыдущих выборов (2012 года) с нынешней и говорят, что это Трамп навязал партии свои безумные взгляды. Но так ли это? И можно ли считать, что если Трамп станет президентом, то будет буквально исполнять все пункты этого документа — кстати, во внутренней политике тоже?
Возможно, что и нет. Дело в том, что как раз нынешний съезд республиканцев в Кливленде показал, что в партии идет и не заканчивается организационный и идейный переворот.
Происходят невероятные вещи — человек, которого еще год назад верхушка партии не считала настоящим республиканцем, завоевал столько сторонников, что партия то ли разваливается на части, то ли обновляется полностью. А ведь у него нет ни мощной команды, ни таких уж больших денег.
Отчего это так? Не оттого ли, что у Трампа есть шанс выиграть выборы и сделать партию какой-то другой? Любопытная информация на этот счет есть у одного из аналитиков Washington Post. Он говорит: не смотрите на то, кого американцы предпочитают (то есть отвечают на вопрос: "за кого отдадите свой голос?"), смотрите, кого они терпеть не могут. Известно, что кандидаты в президенты на предстоящих выборах бьют рекорды непопулярности. Причем у этой непопулярности есть динамика.
А именно: в прежние годы Хиллари Клинтон не нравилась сначала 32%, потом 39% опрошенных. Сейчас — 44%, и эта кривая продолжает идти вверх. Трамп не нравится 49% участникам того же опроса. Но его кривая непопулярности идет вниз, и эти линии вот-вот пересекутся. Вдобавок у него сложилась твердая репутация "человека перемен", та же, с которой побеждал на выборах демократ Барак Обама… У Хиллари Клинтон такой репутации нет.
И последнее. Все происходящее очень напоминает резкий, если не катастрофический раскол британского общества, по другому — а на самом деле по такому же — поводу: глобализм (то есть ЕС) или национальное возрождение. В такой ситуации в обеих странах возможно буквально все. Не обязательно хорошее, в том числе для России.