МОСКВА, 18 июл — РИА Новости. В двадцатом веке в Турции разными группами было совершено несколько попыток свержения власти, но ни одна из них не была такой спонтанной и слабо продуманной, как недавняя попытка государственного переворота, пишет обозреватель портала Al-Monitor Дженгиз Чандар.
"Почему путчисты, зная, что президент Тайип Эрдоган не находился ни в Анкаре, ни в Стамбуле, а отдыхал на средиземноморском побережье в Мармарисе, не попытались схватить его? Они дали ему добраться из Мармариса до ближайшего аэропорта в Даламане, откуда он менее чем за час долетел до Стамбула", — замечает эксперт.
Неясно также, почему мятежники использовали один из наименее рейтинговых турецких телеканалов — TRT — и не попытались захватить главные медиа страны, добавляет аналитик. В итоге самые популярные ТВ-каналы сработали в интересах властей, которые получили возможность перегруппировать силы и обратиться к народу не только через соцсети, но и через телевидение. Премьер-министр Бинали Йылдырым выступил на NTV в то время, когда Эрдоган вышел в эфир CNN Turk через мобильное приложение Facetime.
Аналитик обращает внимание на то, что движение на Босфорском мосту было перекрыто лишь в одном направлении — из азиатской части в европейскую.
"Насчет провальной попытки переворота возникает больше вопросов, нежели находится ответов относительно того, кто это сделал и почему все было исполнено так глупо и небрежно", — полагает обозреватель портала.
Сомнительным эксперту кажется и версия властей о возможном организаторе попытки свержения власти. Анкара обвиняет в этом проживающего в США оппозиционера и известного религиозного деятеля Фетхуллаха Гюлена, однако Чандар сомневается, что ключевые посты в турецкой армии контролируются исламистами.
В числе почти 3000 арестованных путчистов находятся около 40 генералов, добавляет аналитик. Среди них командир армии, ответственный за граничащие с Сирией и Ираком регионы, десяток бригадных генералов, командующих сухопутными соединениями и подразделениями внутренней безопасности, которые сосредоточены на борьбе с курдскими повстанцами. По мнению Чандара, этих людей едва ли можно заподозрить в симпатиях к "гюленизму".
Кроме того, в течение суток были взяты под стражу 140 судей Государственного совета и апелляционных судов. По сведениям аналитика, всего из судебной системы "выдернули" почти 2 475 судей, включая члена Конституционного суда Турции — высшей судебной инстанции страны.
"Скорость и масштабы действий исполнительной власти поражают. Складывается впечатление, что Эрдоган и правительство были готовы к попытке переворота и имели достаточно сведений о том, кто из властных структур мог бы быть к этому причастен", — предполагает эксперт.
Затем все буквально летит в тартарары: сторонников путча призывают разойтись по домам, в то время как других людей, напротив, приглашают собраться на улицах в поддержку Эрдогана. Более того, путчисты, предположительно, вели огонь по мирным жителям, что лишено смысла — при таком развитии событий на сторону властей перейдут даже те, кто изначально симпатизировал мятежникам.
"Таким образом, мне кажется наиболее вероятным, что Эрдоган — вероятно, с согласия западных сил — работал со своими людьми в военных структурах над организацией фальшивого переворота. Это покажется возмутительным тем, кто видит во всем этом победу демократии над попыткой насильственного захвата власти "кучкой предателей", но при наличии такого количества вопросов, остающихся без убедительных ответов, многообразие появляющихся теорий заговора не должно никого удивлять", — заключает обозреватель Al-Monitor.
В пятницу вечером турецкие военные попытались взять власть в свои руки. После провала путча силовики задержали более шести тысяч человек, в числе которых военные чины высшего и среднего звена.
По данным Анкары, в результате попытки мятежа погибли 290 человек. В организации переворота власти страны подозревают оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, который проживает в США.