Алексей Захаров, РИА Новости
Российский рынок подержанных автомобилей растет на фоне падающих продаж новых машин. В первом полугодии этого года число сделок автомобильным секонд-хендом выросло на 11% — до 2,5 млн. Лидером вторичного рынка, как и раньше, стала Lada – почти треть всех перепродаж. В лидерах среди иномарок — Toyota и Nissan, в немалой степени за счет любви к японским машинам на российском Дальнем Востоке.
Но приобретение авто с пробегом часто связано с техническими и юридическими проблемами: то "небитая" машина на деле окажется восстановленной, то вместо "одного владельца" обнаружится целый список.
Чтобы попытаться облегчить покупателям жизнь, ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) создает национальную базу данных, которая позволит узнать детальную информацию об истории любого автомобиля. Сейчас база работает в тестовом режиме, но уже в 2017 году ее обещают сделать доступной для всех.
Для сбора данных РОАД будет сотрудничать с госорганами, страховыми компаниями, дилерскими центрами. Свое желание участвовать в проекте уже выразили более 300 автоцентров.
"База может быть открыта для широкого круга лиц профессиональных участников рынка осенью-зимой 2016 года", — объявил вице-президент РОАД Олег Мосеев на пресс-конференции в четверг, уточнив, что в 2017-м к ней будет подключено до 2 тыс. дилеров.
РОАД особо отмечает, что данные о проведенной проверке могут использоваться и продавцом подержанного авто, что позволит продать его по более высокой цене. Отчет, в бумажном или электронном виде, будет содержать в том числе информацию о пробеге, случаях ДТП, техническом обслуживании и кузовных работах у дилера. Новая база, по мнению РОАД, позволит создать цивилизованный рынок автомобилей с пробегом. Кроме того, оператор базы будет нести ответственность за правильность данных, а в случае предоставления неверной информации об автомобиле будет обязан его выкупить. База также будет содержать функционал расчета остаточной стоимости с учетом поправки на регион: не секрет, что некоторые модели в разных регионах предлагаются по разным ценам.
Олег Мосеев в беседе с корреспондентом РИА Новости уточнил, что стоимость доступа к данным по одному автомобилю составит примерно 1-2 тысячи рублей. Он напомнил, что, например, в США несколько лет действуют подобные автомобильные базы данных Carfax и AutoCheck, а, например, за скручивание пробега предусмотрено уголовное наказание.
Эксперты уверены, что наведение порядка на рынке автомобильного секонд-хенда положительно скажется и на продажах новых машин. В настоящее время каждый дилер продает примерно в 2 раза меньше автомобилей, чем 2-3 года назад. Сокращается и количество доступных новых моделей – 3 года назад их было около 500, сейчас — 300.
"Рынок пока не нащупал дна, но и оно может быть с ямами. Некоторые дилеры стали продавать новые автомобили с нулевой прибылью, и это праздник!" — уточнил президент РОАД Владимир Моженков. Он рассказал, что число сделок с подержанными автомобилями по итогам года может составить 6 миллионов – это уровень 2014 года.
Независимый эксперт по подбору автомобилей с пробегом Алексей Носихин уверен, что если база данных заработает, то подержанные автомобили с пробегом с "чистой" историей наверняка подрастут в цене, а "проблемные" автомобили, наоборот, могут резко подешеветь.
В то же время он считает, что при наполнении базы могут обнаружиться и определенные проблемы – не все официальные дилеры и банки готовы делиться информацией об автомобилях. По его данным, некоторые недобросовестные официальные дилеры и сами "скручивают" пробег, чтобы продать автомобиль дороже. "Скрутить пробег сейчас можно у любой модели, но на моей практике невозможно было это сделать только на некоторых версиях Volkswagen Golf и Skoda Octavia. Дилеры будут сами "вставлять палки в колеса" новой базе данных", — сказал он.