В субботу 16 июля в нескольких городах России стартуют масштабные концерты фестиваля MegaFonLive: лучшие рок-группы страны будут в живом дуэте выступать одновременно из двух городов России. 16 июля во Владивостоке сыграет группа "Чайф", в Хабаровске им будут вторить Диана Арбенина и "Ночные снайперы". "Сплин", "Аквариум" и "Би-2" выступят следом, география концертов включает Омск, Пермь, Волгоград, Саратов, Сочи и Ставрополь. В прошлом году аналогичный фестиваль собрал в 10 городах 420 тысяч посетителей. Накануне старта MegaFonLive с солистом группы "Чайф" Владимиром Шахриным, которому предстоит открывать марафон, встретился Павел Гайков. Официальным информационным партнером фестиваля MegaFonLive выступает агентство спортивных новостей "Р-Спорт".
— Никак, физику не обмануть. Вначале, когда только родилась эта идея, все были уверены, что можно играть одновременно. Но звук между городами действительно ходит с задержкой — небольшой, полторы секунды, но она есть. И мы все долго ломали голову, а в итоге решили играть куплеты по очереди.
— Зачем вам понадобился этот эксперимент с "виртуальным" концертом?
— Мне кажется, должно получиться здорово. Живой дуэт, связь между городами, — это то, что объединяет. Мы репетируем, но на самом деле сцена — как котел, и если там бульон кипит, если есть энергия, то концерт уже ничем не испортить. И тогда любое выступление становится "живым".
— Вы слышали про то, что недавно по техническим причинам был отменен фестиваль Outline, на который было продано 12 тысяч билетов? Что вы об этом думаете?
— Володя Бегунов (гитарист группы "Чайф") в курсе этой ситуации, он хорошо знаком с электронной сценой, сам периодически крутит пластинки. Я знаю только, что фестиваль был и отменился. Но могу сказать, что сейчас со всеми разрешающими документами стало строже. Раньше можно было договориться обо всем в последний момент. Сейчас все происходит с большой опаской, и старыми методами экстренно проблему нельзя решить. Мы все этого хотели — закон и порядок. У пожарного за месяц не подписали нужную бумагу — и всё, никто ни за какие деньги не будет включаться, ещё в тюрьму посадят!
— Почему у Бегунова есть свой аккаунт в "Фейсбуке", а у вас нет?
— Не знаю, видимо, ему чего-то не хватает в жизни, хочется дополнить её красками. Я люблю понимать, с кем я общаюсь. Мне кажется, это всё зашло слишком далеко: люди постоянно, даже не раз в день, что-то о себе сообщают миру, превращая свою жизнь в ток-шоу. Мне, честно говоря, не хочется этого делать, мне нравится мое личное пространство.
Всегда были те, кто писал всякие мерзости в сортире. И вдруг у них появилась такая возможность! Мне очень нравится одно место у Гришковца в спектакле "Прощание с бумагой", где он говорит про то, что в берестяных грамотах гадких слов не было. Потому что нужно было приложить усилия. А теперь это очень просто.
Недавно мы делали акцию, собирали деньги на микроавтобус для периферийного детского дома. И в комментариях я постоянно видел упреки от людей, которые не сделали ничего. Но они нам рассказывали, что мы купили не ту машину, что мы пиаримся и т.д. Когда я вижу такое, я радуюсь, что не сижу в сетях и не читаю всех этих специалистов по любому делу. Благодаря этому я улыбаюсь больше, и мир кажется мне прекраснее.
— С поклонниками вы тоже не общаетесь?
— Я живу среди людей. У меня нет ни домработницы, ни нянечки, ни садовника, ни шофера. Я хожу в магазины, в кино, выношу мусор, езжу на заправку. Каждый день ко мне подходят, говорят какие-то очень добрые слова, фотографируются. От этого никуда не денешься.
Но в целом уровень публичной популярности группы "Чайф" меня абсолютно устраивает. Он позволяет пользоваться какими-то благами, когда тебя узнает милиционер или работник сберкассы, и при этом жить нормальной жизнью. Я очень благодарен нашей публике, что она такая вменяемая.
— А что вы в последний раз смотрели в кино?
— Это были братья Коэны — "Да здравствует Цезарь!" Я очень люблю Коэнов. Эти люди любят кино, и каждом их фильме столько уважения к кинематографу!
Еще из недавнего мне очень понравился "Трамбо".
— "Игру престолов" смотрите?
— Я посмотрел, наверное, полтора сезона, и как-то устал. Не моя немножко эстетика. Я лучше в третий раз с удовольствием посмотрю старый фильм Вуди Аллена или Терри Гиллиама.
— Вы их покупаете или скачиваете на торрентах?
— Честно скажу, не скачал ни одного бесплатного файла ни разу в жизни: ни кино, ни музыку. Я покупаю музыку в Google Play и слушаю. Вот буквально вчера перед поездкой сюда скачал новый альбом Radiohead, — еще не слушал, послушаю в самолете, — новый альбом Red Hot Chili Peppers, Пола Саймона и пару фильмов, в том числе "Небраску". Я зарабатываю эти деньги, и мне не жалко их для авторов, которые дарят мне удовольствие.
— Для встречи с журналистами вы же неспроста выбрали именно оранжевую майку? Как получилось, что этот цвет стал символизировать не только "Чайф", но и весь Уральский регион?
— Нам не хватает этого цвета. Я очень хорошо помню появление "Икарусов". В нашем сером городе, где машины грязно-синие, грязно-зеленые и грязно-черные, вдруг появляются длинные оранжевые автобусы! И большая радиаторная решетка с улыбкой. Меня прям оторопь взяла. Я уже не помню, как писалась песня "Оранжевое настроение", но этот момент отпечатался. Фраза про оранжевое настроение в этой песне звучит лишь однажды, без повторов, но поклонники ее вытащили и стали приходить на концерты в оранжевом.
Потом оранжевый надели "Уральские пельмени". Они еще в самом начале заявили, что у них монополия на переделку песен группы "Чайф", и чтобы мы больше никому не разрешали их делать. И мы не разрешали. Мы часто ездили на карнавал в город Заречный, и в какой-то момент там все фонарные столбы покрасили в оранжевый цвет. Баскетбольной команде УГМК нужен был свой цвет. Потом ФК "Урал", который никогда не был узнаваемым, сделал себе яркие оранжевые полоски. Так наши поклонники принесли на Урал оранжевый цвет.
А ещё в конце 80-х мы начали в качестве шутки везде говорить, что мы все на Урале — горцы. "Горный Урал" вошёл в обиход, и сегодня местные телеканалы говорят "на горноуральщине", "мужчины-горцы" и так далее. Хотя в Екатеринбурге вообще нет никаких гор — самое низкое место Урала.
— Как авторы бессмертного хита про Аргентину и Ямайку объясните, что случилось со сборной России на этом чемпионате Европы по футболу?
— У меня никогда не было иллюзий по поводу того, что мы футбольная нация. И сейчас мы все соскучились по игре, не по бизнесу. Вот на этом чемпионате во Франции работала армия стилистов. Посмотрите, какие у всех прически! На следующий чемпионат приедут постановщики танцев, поверьте мне. Будут репетировать танцы после забитого гола.
Вот исландцы любят играть в футбол, хотят показать себя, сыграть, чтоб им это запомнилось. И они всё здорово сделали. А наши рвут всех в пляжном футболе. У меня сосед в доме, парнишка молодой, тренируется зимой и рассказывает: "Техника игры по снегу та же, что и по песку. Только зимой холодно, подошвы стынут, а тут еще и комфортно. Вот пацаны наши выходят и играют!" Зарплаты чемпионов мира и Европы — 40-50 тысяч рублей. Чемпионов мира! Но они играют в эту игру, им нравится! Я считаю, что государству лучше поддерживать те виды спорта, в которых мы хорошо выступаем.
Главное, всё делать с удовольствием. Мы, конечно, тоже не Pink Floyd, и Эрик Клэптон играет лучше Бегунова, но мы любим то, что мы делаем! Нам это нравится, мы хотим получать удовольствие и доставлять удовольствие. Вот и всё.