МОСКВА, 13 июл – РИА Новости. Главным врагом женщин на пути к карьере в науке оказался интеграл – курсы по основам интегрального счисления в 1,5 раза чаще заставляют их отказываться от дальнейшего изучения инженерного дела и науки, чем мужчин, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
"Студенты редко поступают на естественно-научные факультеты с мыслью "я хочу изучать интегралы!". Обычно их толкают совершенно иные мотивы, в том числе и впечатления, полученные на школьных уроках химии и биологии. Интегралы редко бывают нужны им на первых курсах учебы, и поэтому они часто чувствуют, что их изучение не стоит той боли, которую они обычно переживают", — завила Бэйли Фосдик (Bailey Fosdick) из университета Колорадо в Форт-Коллинсе (США).
Сегодня многие феминисты и сторонники равноправия полов обеспокоены тем, что женщинам крайне редко удается построить карьеру в естественных науках. Несмотря на равный интерес к ним при поступлении в университеты и колледжи, менее четверти выпускников американских вузов в так называемых STEM-дисциплинах являются женщинами, а в некоторых областях, таких как математика и астрономия, их доля составляет около 10%.
Их противники считают иначе – они объясняют отсутствие женщин в точных науках тем, что они заметно чаще бросают серьезные исследования и учебу ради семьи, а также различиями в воспитании.
Фосдик и ее коллеги выяснили, что большая часть женщин бросает карьеру в естественных науках на одном и том же пункте учебной программы – основах дифференциального счисления и интегрирования (Calculus I), опрашивая студентов-первокурсников до и после того, как они сдали экзамен по этому курсу.
Как показали эти опросы, интегралы, пределы и прочие базовые элементы высшей математики очень часто заставляли и женщин, и мужчин, отказываться от потенциальной карьеры в STEM-дисциплинах и переходить на другие специальности. С другой стороны, доля "сдавшихся" женщин и мужчин разительно отличалась – число девушек, решивших бросить науку после знакомства с математикой, было в полтора раза больше, чем юношей.
Самой интересной вещью в данном феномене была их аргументация: больше трети женщин бросало науку и отказывалось продолжать изучение азов математики по той причине, что они считали, что недостаточно хорошо поняли ее вводный курс. Среди парней этот показатель был почти в три раза ниже – он составлял всего 14%.
Как считает Фосдик, это было связано не с реальным отставанием женщин в изучении математики, а с тем, что студентки часто испытывают проблемы с уверенностью в своих силах и боязнью совершить ошибку.
По ее мнению, с этим феноменом можно бороться, если профессора и руководство университетов будут повышать уверенность учащихся, как женщин, так и мужчин, в своих силах и помогать им избавляться от боязни математики.
Решение этой проблемы, по ее словам, будет нести вполне конкретный экономический смысл – сегодня в США не хватает примерно миллиона ученых, инженеров и математиков, и уменьшение оттока женщин из этой сферы поможет покрыть часть этого дефицита и одновременно поможет приуменьшить неравенство в зарплатах между женщинами и мужчинами.