МОСКВА, 1 июл — Р-Спорт, Елена Соболь. "Особое отношение" к информатору Всемирного антидопингового агентства (WADA) российской бегунье Юлии Степановой, которой разрешили выступать на международных стартах как нейтральному атлету, непонятно, заявил агентству "Р-Спорт" глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрий Свищев.
В пятницу совет по допингу Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) разрешил информатору WADA российской бегунье Степановой, в 2013 году дисквалифицированной на два года за употребление допинга, участвовать в международных соревнованиях как нейтральному спортсмену.
Степанова (девичья фамилия — Русанова) в 2013 году была дисквалифицирована на два года за употребление допинга. Юлия и ее муж Виталий Степанов стали основными информаторами для фильма немецкого телеканала ARD о применении допинга российскими легкоатлетами. После выхода фильма в декабре 2014 года Степановы покинули Россию и попросили убежища в Канаде. Сейчас они находятся в США. После выхода в эфир фильма ARD WADA начало расследование. В ноябре 2015 года комиссия WADA обвинила Россию в нарушениях антидопинговых правил и рекомендовала IAAF отстранить российских легкоатлетов от участия в соревнованиях под ее эгидой, в том числе в Олимпиаде-2016.
"Правильно было бы не допускать спортсмена (Степанову). Потому что, во-первых, сама она признает, что употребляла запрещенные препараты. Какая разница между теми спортсменами, которых дисквалифицировали, и теми, которые признали этот факт? Многие спортсмены признают факт, их за это дисквалифицируют. И правильно делают. Почему к Степановой особое отношение? Я этого не понимаю. Потому что она клевещет на других спортсменов? Есть этические, юридические нормы, их надо соблюдать", — сказал Свищев по телефону.
За свою страну
Собеседник агентства подчеркнул, что в случае Степановой, уехавшей из России по собственному желанию, нет каких-либо особых обстоятельств, которые могли бы ей позволить выступать под нейтральным флагом.
"В моем понимании любой атлет должен выступать за свою родную страну. За исключением уникальных случаев — например, сборная беженцев из стран, которые не могут выставить своих спортсменов. С Юлией Степановой совершенно другая история — она покинула свою страну, покинула команду, в которой всю жизнь тренировалась, при этом со скандальными историями, оклеветав своих товарищей по команде", — отметил он.
"Невозможно оценивать ее поступок, а, во-вторых, невозможно оценивать решение IAAF. Как же так получается, что спортсмен, который не представляет никакую страну — уехав из одной и приехав в другую, еще не лишившись и не получив гражданства при этом — выступает непонятно за кого. Случай уникальный и, мне кажется, вообще не интересный", — добавил Свищев.
За свою жизнь
Отвечая на вопрос о неоднократно озвученных опасениях супруг Степановых за свою жизнь, Свищев отметил, что данные заявления, скорее всего, являются попыткой привлечь к себе внимание, поскольку реальных поводов для страхов нет.
"Такие заявления делают обычно люди, когда к ним ослабевает внимание принявшей их стороны. Может быть, недостаточно им стали платить, может, они боятся, что они станут неинтересны и не нужны. Им нужен некий информационный повод, вокруг которого будет создаваться тусовка: может, жалость людей, может, спонсоры какие-то появятся. Это вот с чем связано", — констатировал собеседник агентства.
"Ну кому они нужны? Нам они больше не нужны и не интересны. Есть люди — предатели, а есть люди — клеветники. Они из этой плеяды. И они просто никому не интересны. А уж тем более, чтобы бояться за свою жизнь и здоровье. Поэтому все, что сейчас создается, делается для того, чтобы они хоть кому-то стали интересны, хоть как-то на них обратили внимание", — добавил Свищев.