В пятницу Госдума приняла резонансный пакет антитеррористических законов, который, в частности, обязывает операторов связи, а также мессенджеры и соцсети хранить информацию о фактах разговоров и переписки пользователей и их содержании. Информацию о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео операторы связи должны будут хранить на территории РФ в течение трех лет, а мессенджеры и соцсети — в течение года. Срок хранения содержания разговоров и переписки для обеих отраслей составит до шести месяцев.
"Я не понимаю, как этот закон можно исполнить. Мне непонятно, как это можно хранить физически, кто это будет делать и где такие мощности взять. Есть даже какие-то крайние точки зрения, что электроэнергии не хватит", — сказал РИА Новости Алексеев.
Для хранения данных, по его словам, потребуется строительство data-центров, сравнимых с емкостью всех data-центров мира в настоящий момент. "Наверное, невозможно в отдельно взятой стране построить все это. Точно нельзя сделать это ни за год, ни за два, ни за три даже при условии, что это сумасшедшие деньги будут… На это уйдут десятилетия", — полагает собеседник агентства.
Аналитик не уверен, что данные меры принесут пользу правоохранительным органам. "Ну, если человек негодяй, наверное, он пользуется системой шифрации", — пояснил Алексеев. Если есть необходимость такого контроля, издержки могут нести и власти, которые имеют доступ абсолютно ко всему трафику в соответствии с нормативными актами о содействии оперативно-розыскным мероприятиям, считает эксперт.
Высокие цены и деградация связи
По оценкам сотовых операторов, опрошенных РИА Новости, для хранения данных потребуются огромные расходы, превышающие их прибыль. Так, по оценке МТС, разовые расходы операторов на организацию хранения голосовой информации и трафика персональных данных в течение 6 месяцев составят триллионы рублей. "Вымпелкому" (торговая марка "Билайн") на выполнение требований на первоначальном этапе потребуется порядка 200 миллиардов рублей.
Если операторы понесут такие затраты, то они не смогут развивать сеть для абонентов, уверен пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников.
"Вероятность того, что эти затраты будут восполнены за счет повышения стоимости услуг для конечного пользователя, очень высока", — считает PR-директор Yota Ольга Алексеева.
Оператор "Мегафон" высказал опасения, что хранение переписки пользователей может привести к потерям бюджета РФ. "Компания будет в налоговом убытке в течение пяти лет, что повлечет налоговые потери бюджета РФ в размере около 10 миллиардов рублей в год, или 50 миллиардов рублей за пять лет", — отметили в компании.