Рейтинг@Mail.ru
Александр Хуг: мирные жители Донбасса устали от войны - РИА Новости, 22.06.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Александр Хуг: мирные жители Донбасса устали от войны

© РИА Новости / Игорь Маслов | Перейти в медиабанкЗаместитель главы миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг. Архив
Заместитель главы миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг. Архив
Читать ria.ru в
Дзен
Заместитель главы СММ ОБСЕ на Украине Александр Хуг рассказал в интервью РИА Новости, почему не удается добиться стабильного перемирия в зоне конфликта.

Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ констатирует, что обе стороны конфликта в Донбассе так и не отвели военную технику от линии соприкосновения. Это ведет к продолжающимся обстрелам, и, как следствие, гражданское население в зоне конфликта подвергается постоянной опасности. О том, почему не удается добиться стабильного перемирия в зоне конфликта, о гуманитарных аспектах продолжающегося конфликта и о том, будет ли способствовать установлению мира возможное введение в Донбасс полицейской миссии ОБСЕ, в интервью РИА Новости рассказал заместитель главы СММ ОБСЕ на Украине Александр Хуг.

— Минские соглашения об урегулировании ситуации в Донбассе были заключены более года назад. С того времени активные боевые действия в Донбассе не возобновлялись, однако говорить о выполнении соглашений сторонами конфликта сейчас не приходится. Как вы оцениваете выполнение этих соглашений по состоянию на середину июня 2016 года?

— Я, наверное, буду говорить исключительно о тех положениях соглашения, которые связаны с безопасностью. Если мы говорим о подписанных в 2014 и 2015 годах договоренностях, то мы фиксировали уменьшение уровня выполнения договоренностей. Иногда мы видели случаи, когда уровень соблюдения договоренностей низкий, а иногда он лучше.

Единственное, что мы можем утверждать с уверенностью, это то, что ситуация остается довольно непредсказуемой, особенно на линии соприкосновения. Самая основная причина этой нестабильности и непрогнозируемости ситуации — несоблюдение минских соглашений. Это связано с перемещением позиций (конфликтующих сторон — ред.), чего в идеале мы не должны фиксировать. Кроме того, это связано с тем, что вооружения не отведены, с применением этих вооружений, а также с продолжением минирования зоны безопасности.

Все эти действия запрещены по условиям минских соглашений, однако обе стороны нарушают их. Что еще хуже, это то, что все нарушения, а это не исчерпывающий список, являются причиной серьезной опасности жизни и здоровью мирного населения.

— Есть ли у ОБСЕ данные, кто же из сторон больше нарушает режим прекращения огня?

— СММ ОБСЕ предоставляет отчеты на основе фактов. Фактом является то, что обе стороны нарушают минские соглашения, обе стороны применяют оружие и обе стороны не выполняют достигнутые соглашения по отводу вооружений.

— Стороны конфликта в Донбассе постоянно заявляют об обострении ситуации в последнее время: растет число обстрелов, увеличивается число погибших и раненых. Почему не удается прекратить огонь в Донбассе?

— Причиной является то, что стороны находятся близко друг к другу, они не отводят свои вооружения и продолжают минировать местность, которую они контролируют. Чтобы прояснить ситуацию — все нарушения происходят в пределах зоны безопасности, что подразумевает отсутствие любой опасности. Но на сегодняшний день это зона, полная опасности. Все заявления по поводу того, что она должна оставаться безопасной, — пустые, поскольку действия говорят сами за себя, а это нарушения. Хотел бы подчеркнуть, что близость обеих сторон друг к другу является одной из основных причин, почему не соблюдаются достигнутые соглашения. В то время, как мы с вами проводим интервью, силы передвигают свои позиции еще ближе друг к другу, например на мосте в Станице Луганской. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что это не открытое поле, а это мост, который пересекается мирными жителями. Это является основной причиной, почему силы должны отвести свои вооружения для того, чтобы дать возможность мирному населению безопасно пересекать мост, а между ними (войсками сторон — ред.) сейчас триста метров. И через эти позиции проходят сотни мирных жителей. Как только начинаются боевые действия, жизнь мирного населения подвергается опасности.

— Активно обсуждается вопрос полицейской миссии в Донбассе. Киев настаивает на введении вооруженной миссии в зону конфликта. В России же отмечают, что не соглашались на подобную миссию и речь может идти о вооружении уже находящихся в Донбассе представителей ОБСЕ. Есть ли необходимость введения в Донбасс отдельной полицейской миссии или вооружения уже работающих наблюдателей? Поможет ли это урегулированию конфликта?

— Я не буду комментировать эти спекуляции и обсуждения. Я объясню, что необходимо сделать для того, чтобы, я подчеркиваю, возможно, была направлена и размещена полицейская миссия. 57 государств-участников ОБСЕ должны принять единогласное решение о том, что они хотят направить туда полицейскую миссию. Для этого должны быть проведены обсуждения на заседании постоянного совета ОБСЕ в Вене.

Точно так же мы можем сказать о СММ ОБСЕ, что для того, чтобы это случилось, требуется изменение нашего мандата. Любые изменения в положениях мандата нашей миссии требуют единогласного решения 57 государств-участников ОБСЕ.

— Глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что Киев предложил трехуровневый план по организации контроля СММ ОБСЕ над украинско-российской границей, который включает контроль на границе, контроль на путях сообщения, а также размещение представителей ОБСЕ в пунктах пропуска. Как вы оцениваете эти предложения Киева и как они могут быть реализованы?

— Хотел бы сразу же подчеркнуть, что мы постоянно находимся на связи с украинской властью. Мандатом предусмотрено, что мы выполняем свою деятельность на всей территории Украины, включая проблемные регионы. Этим же мандатом предусмотрено, что СММ ОБСЕ осуществляет свою деятельность вплоть до украинско-российской межгосударственной границы, а на сегодняшний день более 400 километров этой границы не контролируется правительством Украины. Мы регулярно отправляем наши патрули на границу. Для того, чтобы члены нашего патруля постоянно физически присутствовали на границе, нам необходима поддержка сторон, которые фактически контролируют эту территорию.

Хочу обозначить очень важный нюанс, что мандатом миссии обозначен мониторинг, но не контроль. При условии постоянного присутствия мы сможем мониторить границу и то, что передвигается через границу.

— Замглавы администрации президента Украины Константин Елисеев заявил, что на переговорах советников глав государств "нормандской четверки" в Минске 16 июня были согласованы три района в Донбассе, где будет проведено разведение сил, а так же определены 11 принципов осуществления разведения сил и средств вооружения на линии разграничения. Расскажите об это подробнее.

— Нашим мандатом предусмотрено содействие нормализации ситуации в зоне конфликта. И в этом отношении я могу подтвердить, что я вчера (16 июня — ред.) был в Минске. Но я бы не хотел комментировать детали того, что обсуждалось вчера на встрече, поскольку это еще незавершенный процесс. Чувствительность рассматриваемых вопросов требует, чтобы они обсуждались в узком кругу.

— Но что же это за 11 принципов, о которых публично говорил Елисеев?

— Я предпочитаю не комментировать заявления господина Елисеева.

— Представители ОБСЕ неоднократно заявляли, что гуманитарная ситуация в зоне конфликта остается достаточной тяжелой. Как обстоит ситуация по состоянию на июнь? Какие шаги должны быть сделаны сторонами конфликта для улучшения гуманитарной ситуации? Что препятствует этому?

— Я уже говорил, что продолжающиеся военные действия в зоне конфликта негативно влияют на мирное население. Массовая безработица так же является большой проблемой, поскольку многие предприятия закрылись из-за военных действий. Кроме того, в зоне безопасности доступ к продуктам питания и к здравоохранению очень ограничен: либо же из-за ведения боевых действий, либо из-за системы функционирования блокпостов, либо из-за наличия мин и неразорвавшихся снарядов, которые являются преградой. Точно так же доступ к социальным выплатам является очень сложным для мирного населения. Доставка гуманитарной помощи ограничена по тем же причинам.

Что необходимо сделать. Стороны конфликта должны прекратить боевые действия, а те организации, которые имеют возможность доставлять гуманитарную помощь, должны получить беспрепятственный доступ. Также необходимо начать работы по разминированию территорий.

Наверное, из всех вопросов, которые вы задали, для меня вопрос о гуманитарной ситуации является самым важным. Жители Украины по обе стороны линии разграничения уже слишком много настрадались. Они не могут ходить на работу, не могут водить своих детей в школу, не могут посещать своих родственников. И это не имеет ничего общего с конфликтом. Я не говорю о тех, кто носит оружие, я говорю о гражданском населении, у которых свои дома, дачи, друзья, работа, школа. Они уже просто устали.

Они хотят, чтобы их страданиям пришел конец. И это именно тот аспект, который СММ пытается урегулировать. Если есть какие-то возможности облегчения ситуации для гражданского населения, мы всегда рады предпринять эти меры.

— Зимой, перед годовщиной минских соглашений, вы с большой осторожностью говорили, что гуманитарная ситуация в зоне конфликта стала легче. А сейчас какова ситуация по сравнению с началом года?

— Однозначно, она не улучшилась, и это то, что мы слышим от мирного населения. Необходимы меры по улучшению. Все должно вернуться к нормальному функционированию. И, по моему мнению, ни одна из сторон не может этого отрицать. Это не связано с маневрами военного назначения или же вооружений, это касается людей. И это должно быть тем аргументом, который ни одна из сторон не сможет отрицать. Все другие вопросы политического характера должны быть на уровень ниже этого вопроса.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала