Анна Кочарова, РИА Новости
Законопроект упрощает процедуры ввоза, а главное – вывоза культурных ценностей частными лицами, устанавливает более простую систему пошлин, делит все произведения искусства на две категории: старше и младше ста лет.
Сторонники нововведений настаивают на либерализации арт-рынка, противники опасаются, что это одновременно позволит беспрепятственно вывозить ценные предметы искусства за границу.
Участники арт-рынка уверены, что система ввоза и вывоза произведений искусства должна быть простой и прозрачной. И дело совсем не в том, что каждый владелец галереи или коллекционер стремится заработать на искусстве. Сводить деятельность дилеров и галеристов исключительно к наживе было бы неверным. Существуют такие вещи, как обмен (и не только музейный) и арт-рынок, уверена Кристина Краснянская, владелец галереи "Эритаж".
"Людям, которые за свои деньги привозят в Россию искусство, нельзя запрещать оперировать этим искусством – это однозначно, – отметила Кристина Краснянская в интервью РИА Новости. – Иначе все закончится тем, что люди перестанут вести галерейный бизнес, этот рынок уйдет в подполье. А частные коллекционеры будут предпочитать держать свои произведения за границей".
На этом этапе начинаются разногласия и субъективные оценки. Александр Зарецкий возглавляет компанию "Арт-Курьер", которая занимается перевозкой крупных музейных выставок и предметов искусства из частных коллекций.
"Возьмем, к примеру, работу Натальи Гончаровой, – говорит Зарецкий. – Как известно, у каждого художника были разные периоды творчества: когда-то творили шедевры, когда-то писали, чтобы зарабатывать деньги. И когда владелец подает незначительную вещь на вывоз, как только эксперт Минкульта видит фамилию "Гончарова" (а она одна из самых дорогих художниц) – сразу спрашивает, почему так дешево оценили?"
Возможно, действующий закон о вывозе культурных ценностей не так уж и плох. Но у каждого закона, говорит Зарецкий, есть множество подзаконных актов и инструкций, которые эксперты того же Минкульта могут трактовать по-разному. Например, еще пару лет назад работы одного из гуру современного искусства британца Дэмьена Херста аккредитованные эксперты искусством не считали в принципе. Теперь, по словам Зарецкого, к искусству причислили.
Вся эта неразбериха могла бы кочевать из уст в уста в качестве анекдотических историй, если бы не осложняла работу частных галерей и жизнь коллекционеров.
"На сайте Минкульта висит новое положение о том, что с января этого года для временного вывоза мы должны предоставить гарантии сохранности от принимающей страны, – рассказывает Кристина. – У меня не музей, а частная галерея. Для меня такие гарантии получить практически невозможно. А предложение оформить постоянный вывоз просто противоречит здравому смыслу, потому что вещи, которые не продались бы на этой ярмарке, в любом случае должны были вернуться в Россию".
Участники рынка ждут не то чтобы послаблений, но какой-то упорядоченности в работе и возлагают надежды на новый законопроект. Тем временем в Госдуме представители всех фракций, кроме Единой России, голосуют против него.
"Законопроект взрывает ныне действующую систему защиты культурных ценностей, нарушает ряд международных обязательств", – утверждает Елена Драпеко. Она напоминает о единых границах со странами-партнерами по Таможенному союзу и уверена, что в случае принятия нового законопроекта ценные работы начнут вывозить также через границы других государств, от Киргизии до Белоруссии.
Эту позицию поддерживает и директор Государственного Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский. В своем открытом письме он отмечает, что законопроект нарушает многие международные нормы и, помимо всего прочего, содержит внутренние противоречия.
Искусствовед и в прошлом глава российского аукционного дома "Сотбис" Михаил Каменский говорит, что действующий закон в свое время был прогрессивным, однако сейчас, безусловно, устарел. Но и новый проект пока что представлен в крайне сыром виде.
Нарекание вызывает и идея поделить произведения искусства на категории больше и меньше ста лет. Последние, по новому законопроекту, станет вывозить совсем просто. Но это, напоминает Елена Драпеко, и искусство русского авангарда, и соцреализм, и художники андеграунда 1960-х – то есть все то, что стоит сегодня во всем мире очень дорого. К тому же, отмечают все единогласно, судить произведение нужно по художественному уровню, а не по году создания.
Парламентарий сетует также на недостаточные консультации с экспертами и отсутствие общественного обсуждения. И это, кажется, единственный пункт, по которому и сторонники, и противники нового документа сходятся во мнении. Непонятно только, почему чтение законопроекта началось в Госдуме летом, когда традиционно все эксперты и участники арт-рынка ушли на летний отдых.