СТОКГОЛЬМ, 10 июн — РИА Новости, Людмила Божко. Водолазы шведской компании Ocean X Team, в июле 2015 года обнаружившие в водах Балтики у берегов Швеции затонувшую русскую подлодку "Сом", обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой повлиять на решение о подъеме субмарины.
Судно затонуло 23 мая (10 мая по старому стилю) 1916 года, когда оно столкнулось со шведским пароходом "Онгерманланд". Вместе с лодкой погиб и ее боевой экипаж — два офицера и 16 нижних чинов. Потомки членов экипажа проживают сегодня в России, США, Украине и Белоруссии. Историю "Сома" подтвердили после ее обнаружения и военные эксперты Швеции.
В самом начале мая этого 2016 года стало известно, что Стокгольмская областная администрация отклонила заявку Ocean X Тeam о предоставлении ей исключительного права на подъем "Сома".
В шведской компании этого не отрицают, однако считают, что у них есть все права на подъем подлодки, есть финансовые средства и намерения передать субмарину в РФ, но со стороны российских властей они сталкиваются не с поддержкой, а с оспариванием роли водолазов в подъеме субмарины, поэтому шведские дайверы обжаловали решение стокгольмской администрации.
В посольстве РФ в Стокгольме не раз говорили, что с подъемом "Сома" торопиться не стоит, что следует хорошо изучить все имеющиеся материалы, и называли это не частным проектом, а межгосударственным.
В письме к президенту России шведские водолазы подчеркивают, что подъем субмарины сделают за свой собственный счет и при поддержке спонсоров, в том числе и из России. Есть также договоренность со шведскими специалистами судебной экспертизы, которые под наблюдением российских властей могут провести все необходимые мероприятия в работе с останками подводников и подготовки их к церемонии захоронения в России. Водолазы готовы также доставить субмарину в Россию в музей.
"Позвольте нам, Ocean X Team, продолжить операцию по подъему без какого-либо вмешательства со стороны какихлибо конкурирующих организаций или обществ, которое приведет лишь к чрезвычайно высоким расходам российского государства в отношении подъема и предварительной консервации подлодки", — написали шведские водолазы.
Как отмечают в компании, хотелось бы, чтобы работа по подъему "Сома" запомнилась надолго как пример сотрудничества через границы и "как удивительный вклад в российское морское наследие".
В начале июня к шведским и российским властям обратились и потомки командира "Сома" Хрисанфа Бугураева с просьбой разрешить шведским дайверам Ocean X Team поднять субмарину. 23 мая дайверы и трое праправнуков Бугураева почтили память затонувших русских подводников и опустили в воду 18 цветов, зачитав имена членов экипажа.
Субмарину построили в США в 1901 по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда и назвали Fulton, после передачи ПЛ в Россию ее переименовали в "Сом". По ее образцу в России в 1904-1906 годах была построена серия подводных лодок.