МОСКВА, 6 июн – РИА Новости. Человек, стоящий во главе театра, отвечает за все, при этом, хотя в процессе формирования репертуара и должно присутствовать рациональное зерно, главным и определяющим остается чутье руководителя, заявил в интервью РИА Новости худрук Российского академического Молодежного театра (РАМТ) Алексей Бородин.
Известному режиссеру, профессору, народному артисту России Алексею Бородину 6 июня исполняется 75 лет. Вот уже 35 лет он возглавляет РАМТ.
"Самое главное для художественного руководителя – ответственность. За тобой огромный коллектив. Так ли ты делаешь или не так? Может быть, что-то упускаешь?… Театр – это командное дело. Каждый вносит свою лепту, малую или большую, но ту, без которой невозможна жизнь театра, невозможно создание спектакля… Конечно, режиссер важен, но есть еще драматург, художник, актеры…" — сказал Бородин.
Человек, определяющий путь театра, прежде всего, отвечает за репертуар – это, по словам худрука, "целиком его ответственность, его понятие, его интуиция".
"Конечно, в процессе формирования репертуара должно присутствовать рациональное зерно, без этого невозможно, но главное и определяющее – это мое чутье. Я никогда не позволю ставить пьесу, которая не интересна мне лично, не трогает, не задевает меня", — отметил Бородин.
Спектакль на целый день
По мнению худрука, не надо бояться идти на риск, если чувствуешь уверенность. Он признался, что, когда задумал ставить "Берег утопии" Стоппарда, никто не поддерживал его.
"Берег утопии" — уникальный и самый масштабный проект современного российского театра, первая в России постановка трилогии известного английского драматурга Тома Стоппарда. Три спектакля — "Путешествие", "Кораблекрушение" и "Выброшенные на берег" — это 68 актеров, 70 персонажей, восемь часов сценического действия, за которые проходит 35 лет жизни героев. Все три спектакля играются в один день.
"Говорили – ставить про Герцена, Белинского, Огарева – это невозможно! Да еще спектакль на целый день – кто это будет смотреть? Но мы сделали, и эта театральная трилогия уже 9 лет с успехом идет на нашей сцене", — сказал режиссер.
В работе с литературным текстом – драматургией или прозой, для режиссера первичен автор.
"К премьере я должен с ним сравняться, но для этого мне нужно его очень хорошо узнать, "нырнуть" в него, тогда я могу вступать с ним в диалог. Я имею на это право, как режиссер", — отметил Бородин.
Так, во время работы над "Участью Электры" Юджина О'Нила, которую Бородин поставил первым в России, он в процессе работы понял автора не только как высочайшего драматурга, но и как личность.
"Работая с такой литературой, ты попадаешь в интереснейший мир, а в этом мире ты должен каким-то образом обнаружить и обозначить себя самого. Показать, что можешь чем-то ответить автору", — сказал худрук РАМТ.
Студенты нужны как воздух
Бородин уже около 35 лет преподает на актерском факультете в ГИТИСе. За эти годы он выпустил много учеников, и они составляют сегодня в основном труппу РАМТа.
"Я вижу – приходят талантливые ребята. Они могут быть менее или более образованы, но талантливый человек начинает все впитывать с удвоенной и утроенной силой и не только в профессии, но и в общей культуре — литературе, музыке, живописи… и наша задача — чтобы эта "жадность" не уходила", — сказал собеседник агентства.
Бородин признается, что студенты ему "нужны как воздух", он "подпитывается, заражается от них". "Я всегда говорю своим студентам: "Вы мне даете больше, чем я вам", — признался мастер.
Алексей Бородин встречает юбилей почти одновременно со своим театром, которому 13 июля исполняется 95 лет. У РАМТа – большая интересная история. В этом здании на Театральной площади, по соседству с Большим театром, шли спектакли частной оперы Бородина, где пел Шаляпин, работала Первая студия МХТ, Михаил Чехов руководил МХАТом-2. С 1936 года – здесь Центральный детский театр во главе с Натальей Сац, где работали Кнебель, Эфрос, Ефремов.
"Мы стараемся держать планку и продолжать строительство театра. Я учился у Юрия Завадского – ученика Станиславского, и модель художественного репертуарного театра, которую создал Станиславский вместе с Немировичем-Данченко, для меня остается идеальной. Репертуарный театр нужно не только сохранять, но серьезно заниматься его развитием, двигать вперед", — подытожил Бородин.
Полный текст интервью читайте на сайте ria.ru в 15.00 мск.