Наталья Дембинская, РИА Новости
В России вырастет пособие по безработице. В Минтруде предложили: увеличить минимальную сумму пособия с 850 до 2000 рублей, а максимальную – с 4900 до 8000 рублей. "Потолок" пособия по-прежнему не дотягивает до прожиточного минимума — по данным Роструда, сейчас он составляет 9452 рублей. При этом срок выплаты пособия сократится в три раза – до полугода. В ведомстве объяснили: это заставит безработных не затягивать с поиском работы и трудоустраиваться быстрее.
Пособие смогут получить не все безработные. Законопроект, опубликованный на портале нормативных правовых актов, гласит: его будут получать граждане, потерявшие работу не более 12 месяцев назад.
Если срок безработицы превышает год, то пособие не выплачивается, кроме впервые ищущих (ранее не работавших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эксперты в принципе позитивно оценивают нововведения. В первую очередь, они хороши для жителей регионов, где люди не могут найти работу месяцами, закрылись многие производственные предприятия в сфере малого и среднего бизнеса.
"Там для многих центры занятости – это соломинка. Помогает если не на работу устроить, то хоть сориентировать, направить на курсы повышения квалификации. В регионах люди меньше пользуются хедхантерами. Что касается сумма пособий — они, хотя и мизерные, но для регионов это деньги, на сопоставимые деньги многие люди живут с семьями", — говорит руководитель проектов НП "Эксперты рынка труда" Ольга Глухова.
Иждивенцам — бой
Авторы инициативы предупредили: они не поддерживают иждивенческие настроения. Период выплаты пособия по безработице предлагается установить не больше 6 месяцев.
Часто деньги достаются людям, которые на самом деле работу не ищут. Например, люди ждут, когда закончатся 1,5 года, в течение которых можно получать пособие, и после перерыва снова подают заявку на помощь, утверждают в Минтруде. По данным министерства, сейчас более 10% из получающих пособие 860 тыс. безработных стоят на учете длительное время.
Также предполагается исключить нормы об оказании материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице. Это не стимулирует безработных к и трудоустройству в наиболее короткий срок, считают в министерстве.
Эксперты не разделяют опасения чиновников. Активное население сейчас ищет работу, никто не заинтересован в том, чтобы сидеть на мизерном пособие, утверждают они. Другой вопрос, что не везде ее найдешь. Предполагаемая борьба с "иждивенцами" ударит по жителям небольших городов, где с работой куда хуже, чем в миллионниках.
"Кроме того, надо учитывать, что на биржу труда люди в основном обращаются только через два-три месяца поиска работы", — отмечает Глухова.
По данным Федеральной службы государственной статистики в апреле 2016 г. безработными в стране считались в общей сложности 4,5 млн человек – это почти 6% экономически активного населения страны. При этом численность официально зарегистрированных безработных составляла 1,1 млн человек.
"Каких-то существенных успехов в борьбе с безработицей это (повышение пособия) вряд ли позволит достигнуть. В масштабах роста безработицы оно незначительное, и не играет никакой роли. Если бы пособие сделали 20 тыс. рублей, это был бы стимул", — считает руководитель службы исследований российской компании интернет-рекрутинга НеadHunter Мария Игнатова.
Наблюдатели предупреждают, что повышение пособий увеличит нагрузку на центры занятости, которым и сейчас нелегко. Их основные "поставщики" вакансий — заводы, сферы ЖКХ и строительства. Везде идут сокращения, и рабочих мест все меньше.
В зачаточном состоянии
В то же время, нынешнюю модель работы российских центров занятости эксперты рынка труда оценивают скептически, указывая, что ее можно было бы сделать гораздо более эффективной.
"В центры занятости и на биржи труда идет определенный круг людей – рабочие, обслуживающий персонал, то есть низкоквалифицированные кадры. Очень много среди них тех, кто получает серую зарплату и параллельно пособие. Туда не пойдут программисты и юристы, высокооплачиваемые менеджеры, если потеряют работу", — говорит эксперт HeadHunter.
"Высокооплачиваемый персонал биржи труда не использует, большинство предложений там для них неподходящие, малооплачиваемые, основная часть вакансий ориентирована на низкоквалифицированный персонал", — подтверждает Глухова.
Основные клиенты биржи труда — люди предпенсионного возраста: как только их сокращают, они сразу встают на учет в центр занятости, так как понимают, что найти работу будет непросто, добавляет она.
Чтобы изменить ситуацию, эту систему, по мнению аналитиков, надо реформировать. В первую очередь, нужны партнерские программы с частным бизнесом.
"За границей есть коммерческие структуры, они сотрудничают с компаниями, и реально устраивают людей на работу – на нормальные должности и рыночную зарплату. И государство им за это платит. У нас же все немного по-другому, наши центры устраивают скорее "ради галочки", — считает Игнатова.
Начало реформ?
Означает ли нынешнее повышение пособий, что начался большой процесс оптимизации и реформирования? Если это так, то хорошо, отмечают аналитики рынка, но, уверены, что до реальных реформ далеко.
"На рынке труда все время идет вялотекущий процесс реформирования, но он не показывает каких-либо стабильных результатов", — констатируют в "Экспертах рынка труда".
Скорее всего, скрытый смысл этой инициативы в том, чтобы привлечь интерес к биржам труда, повысить их имидж. Другой вариант – это просто индексация к традиционному летнему повышению цен – в частности, к росту тарифов ЖКХ, который обычно происходит с июля", — добавляют в HeadHunter.
Эксперты напоминают и о грядущих президентских выборах (в 2017 году). В их преддверии обычно и происходят такие индексации "с расчетом на определенную аудиторию".